![](/users/avatars/5ee9eb8af3eb1b17b816b0ca.jpg)
Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей
рубрика: технологии
Компании Ingersoll Machine Tools и Bell Textron провели опытную 3D-печать формовочной оснастки для производства вертолетных лопастей. Изделие длиной почти семь метров выполнено из угленаполненного полимера на крупноформатном 3D-принтере MasterPrint.
Гибридная аддитивно-субтрактивная установка работает под управлением системы ЧПУ Siemens 840D. На 3D-печать формы затрачено около 520 кг АБС-гранулята с 20-процентной долей наполнителя из рубленого углеволокна. Заготовка выполнена целиком, за один 75-часовой рабочий цикл, после чего была проведена поверхностная обработка пятиосевым фрезером. Фрезерование осуществлялось той же системой после замены головки и заняло около недели. Готовое изделие соответствует требованию по нулевой газопроницаемости.
![Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей](/articles/60742bf28203ba001268e859/source/6q3trou4nacxl3qj92uf8.jpeg)
Участники указывают на значительную экономию времени, так как при использовании традиционных методов производство аналогичной формы из алюминия заняло бы от четырех до пяти месяцев.
![Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей](/articles/60742bf28203ba001268e859/source/96ze90aizfjt1n6d5j5yk.jpeg)
«Мы постоянно тестируем и совершенствуем систему MasterPrint в нашем центре разработок. В краткосрочной перспективе перед нами стоит задача по 3D-печати форм для аэрокосмической промышленности, способных конкурировать с традиционными аналогами в плане размерной точности, газопроницаемости и стабильности при автоклавировании, но при этом менее дорогих и трудоемких, что становится возможным только благодаря применению аддитивных технологий. Устойчивый прогресс проекта на протяжении 2020 года наконец сделал эту цель достижимой», — прокомментировал генеральный директор Ingersoll Machine Tools Чип Стори.
![Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей](/articles/60742bf28203ba001268e859/source/gpy5lllnul6jo9tr36lt1.jpeg)
Осенью 2019 года такая же аддитивная система позволила исследователям из Университета штата Мэн установить серию рекордов, напечатав цельный семиметровый корпус катера. 3D-печать катера носила демонстрационный характер, но старались академики не зря: в прошлом месяце Центр перспективных структур и композитов Университета штата Мэн получил грант Министерства энергетики США в размере $2,8 млн на отработку методики 3D-печати оснастки из перерабатываемых композиционных материалов с наполнителями из целлюлозы для изготовления ветрогенераторных лопастей. Гибридная аддитивно-субтрактивная система разработана компанией Ingersoll Machine Tools при участии специалистов Национальной лаборатории Ок-Ридж (ORNL). Работы по проекту начались в 2016 году.
Статья "Оценка целесообразности применения 3D-печати в маломерном композитном судостроении", Францев М. Э., к. т. н., опубликована в журнале Композитный мир №1 (94) 2021