Ольга Гладунова | 12 апреля 2021
 

Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей

рубрика: технологии

Компании Ingersoll Machine Tools и Bell Textron провели опытную 3D-печать формовочной оснастки для производства вертолетных лопастей. Изделие длиной почти семь метров выполнено из угленаполненного полимера на крупноформатном 3D-принтере MasterPrint.


Гибридная аддитивно-субтрактивная установка работает под управлением системы ЧПУ Siemens 840D. На 3D-печать формы затрачено около 520 кг АБС-гранулята с 20-процентной долей наполнителя из рубленого углеволокна. Заготовка выполнена целиком, за один 75-часовой рабочий цикл, после чего была проведена поверхностная обработка пятиосевым фрезером. Фрезерование осуществлялось той же системой после замены головки и заняло около недели. Готовое изделие соответствует требованию по нулевой газопроницаемости.

Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей

Участники указывают на значительную экономию времени, так как при использовании традиционных методов производство аналогичной формы из алюминия заняло бы от четырех до пяти месяцев.

Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей

«Мы постоянно тестируем и совершенствуем систему MasterPrint в нашем центре разработок. В краткосрочной перспективе перед нами стоит задача по 3D-печати форм для аэрокосмической промышленности, способных конкурировать с традиционными аналогами в плане размерной точности, газопроницаемости и стабильности при автоклавировании, но при этом менее дорогих и трудоемких, что становится возможным только благодаря применению аддитивных технологий. Устойчивый прогресс проекта на протяжении 2020 года наконец сделал эту цель достижимой», — прокомментировал генеральный директор Ingersoll Machine Tools Чип Стори.

Семиметровая 3D-печатная форма для изготовления вертолетных лопастей

Осенью 2019 года такая же аддитивная система позволила исследователям из Университета штата Мэн установить серию рекордов, напечатав цельный семиметровый корпус катера. 3D-печать катера носила демонстрационный характер, но старались академики не зря: в прошлом месяце Центр перспективных структур и композитов Университета штата Мэн получил грант Министерства энергетики США в размере $2,8 млн на отработку методики 3D-печати оснастки из перерабатываемых композиционных материалов с наполнителями из целлюлозы для изготовления ветрогенераторных лопастей. Гибридная аддитивно-субтрактивная система разработана компанией Ingersoll Machine Tools при участии специалистов Национальной лаборатории Ок-Ридж (ORNL). Работы по проекту начались в 2016 году.

Статья "Оценка целесообразности применения 3D-печати в маломерном композитном судостроении", Францев М. Э., к. т. н., опубликована в журнале Композитный мир №1 (94) 2021