![](/users/avatars/5ee8045d1e41703ea09f8d9c.jpg)
Операция «инновация»
рубрика: отрасль
Если бы пандемии не было, ее надо было бы выдумать или заменить резонансным мероприятием, типа маленькой «победоносной» войны, чтобы списать на нее провалы внутренней экономической политики «эффективных» менеджеров.
![](/articles/606970d9a9aac50019c35b7b/source/1pnslgshk2c5crpbb4914x.jpeg)
На фоне падения производства и общей стагнации экономической деятельности тихо и незаметно закончился 2020 год, а вместе с ним без излишнего пафоса «слили» государственные проекты, утвержденные распоряжением правительства РФ. Я имею в виду «кончину» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» и связанной с ней «дорожной карты» — «Развитие отрасли производства композиционных материалов», принятые к реализации распоряжением Правительства Российской Федерации, соответственно от 19.06.2013 г. №997-р и 24.07.2013 г. №1307-р. Эта тема для нас имеет приоритетное значение, поскольку большая часть трудовой деятельности прошла в тесном контакте с областью композитостроения.
Что мы имеем на данный момент? В таблице сведены вместе проблемы композитной отрасли на 2013 год, выделенные в распоряжении Правительства №997-р, как ориентиры для проведения определенных мероприятий. Цель которых — «создание и развитие современной конкурентоспособной отрасли промышленности, обеспечивающей модернизацию и переход экономики на инновационный путь развития, поддержание экономического роста, формирование массового внутреннего спроса на композитные материалы, конструкции и изделия из них». Во втором столбце таблицы указаны планируемые распоряжением (№997-р) меры для решения проблем отрасли. В третьем столбце — меры поддержки по распоряжению №1307-р «дорожная карта». И наконец, в четвертом столбце — итог деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, назначенного ответственным за данное направление экономического развития, озвученное нам по специальному запросу от 16 ноября 2020 года.
Так что же у нас в «сухом остатке»? Отбросив словесную «эквилибристику» и бюрократические изыски — полный «капут»! Чтобы не быть голословным и очернителем светлого облика ответственных «товарищей», предлагаю вкратце рассмотреть по пунктам планы развития композитной отрасли и результаты их восьмилетней (!) реализации.
Стоимостные и объемные планы производства композитов не выполнены. План — 120 млрд. руб., факт — 73 млрд. рублей. Если в долларовом эквиваленте, то по сравнению в 2013 году вообще никакого роста нет. Планировалось увеличение отечественного рынка композитов в 20 раз по сравнению с уровнем 2013 года. По данным из письма Минпромторга России, мы насчитали увеличение (в объемном выражении) в 1,3 раза (по 4% в год).
Из главных проблем отрасли, отмеченных в распоряжении №997-р, а именно:
- отсутствие качественных отечественных составляющих композита (связующее, армирующие материалы, наполнители);
- отсутствие отечественного оборудования и технологий для производства композитов;
- отсутствие доступной исследовательско-экспериментальной базы и сокращение объемов НИОКР;
- отсутствие государственной поддержки инновационным разработкам и защиты интеллектуальной собственности;
- кадровые проблемы отрасли, связанные с подготовкой специалистов и привлечением талантливой молодежи для работы по данному направлению и другие РЕАЛЬНЫЕ проблемы — не решена ни одна.
Что касается реализации программных мероприятий по развитию композитной отрасли в регионах России, то на наш запрос в Министерство промышленности и науки Свердловской области мы получили ответ, смысл которого сводится к идее о необходимости координации работ через создание «Регионального центра композиционных материалов». И всё! Кстати, с этим предложением (о региональном центре) мы обращались в Правительство Свердловской области неоднократно (с 2008 года). А воз и ныне там! Думаем, что аналогичная ситуация в большинстве регионов страны.
Все усилия ответственных за программу специалистов Минпромторга России ушли на разработку «методических рекомендаций» и организацию «конгрессно-выставочных» мероприятий. Это, безусловно, ответственная и важная работа. Но что, собственно, с развитием производства в композитной отрасли, на которое были направленны Государственные программы?
Что касается большого объема принятых нормативов по композитной тематике, то мы ранее уже писали об этом «творчестве» . В том смысле, что русифицированный перевод иностранных ГОСТов без учета отечественной терминологии, традиций и опыта нельзя считать позитивным вариантом развития композитостроения в нашей стране. В цивилизованном обществе такой подход называется плагиатом. В данном случае мы говорим не обо всех документах, а о той их части, с которыми нам удалось ознакомиться.
Чтобы читатель не усомнился в нашей компетентности по рассматриваемому вопросу производственной деятельности (по принципу — критиковать все умеют, а что вы сами сделали?), кратко сообщим о своих работах по композитной тематике.
За более чем 20-ти летний период работы мы:
- разработали и утвердили в установленном законом порядке более 25 нормативно-технических документов (ТУ, РД, инструкции, руководства и тому прочее);
- опубликовали 45 научных статей в различных (включая иностранные) журналах и сборниках;
- выпустили 6 монографий по композитной теме;
- разработали 4 ГОСТа (введены в действие);
- получили 12 патентов РФ, 8 сертификатов соответствия;
- предложили и разработали тему «промышленных композитов», как область широкого внедрения композитов в промышленный сектор экономики (почему-то этот сектор внедрения в вышеупомянутых постановлениях Правительства РФ не упоминается);
- развили и реализовали практически с нуля тему защиты технологического оборудования и строительных конструкций специальными композитами от воздействия агрессивных производственных факторов;
- одними из первых предложили использовать композиты для производства низконапорных турбомашин и занимаемся этой работой сегодня;
- предложили (патенты и «ноу-хау») несколько новых технологий производства изделий из композиционных материалов;
- проделали большой объем НИОКР по исследованию свойств модифицированных композитов и отработки способов производства различных промышленных изделий;
- выполнили большой (применительно к возможностям малого предприятия) объем практической работы в области композитостроения и применения модифицированных полимерных связующих для различных отраслей реального сектора экономики;
- стажировались в ведущих зарубежных компаниях; участвовали в семинарах, выставках и конференциях; участвовали в различных мероприятиях по композитной тематике в России и за рубежом и многое другое.
Все вышеперечисленное дает нам основания дать объективную и независимую оценку развития композитного направления в нашей стране как в плане реализации государственной стратегии развития, так и состояния отрасли в целом. К сожалению, пока оценка эта — негативная.