КМ редакция | 4 апреля 2021
 

Операция «инновация»

рубрика: отрасль

Холодников Юрий Васильевич
Генеральный директор

Если бы пандемии не было, ее надо было бы выдумать или заменить резонансным мероприятием, типа маленькой «победоносной» войны, чтобы списать на нее провалы внутренней экономической политики «эффективных» менеджеров.


На фоне падения производства и общей стагнации экономической деятельности тихо и незаметно закончился 2020 год, а вместе с ним без излишнего пафоса «слили» государственные проекты, утвержденные распоряжением правительства РФ. Я имею в виду «кончину» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» и связанной с ней «дорожной карты» — «Развитие отрасли производства композиционных материалов», принятые к реализации распоряжением Правительства Российской Федерации, соответственно от 19.06.2013 г. №997-р и 24.07.2013 г. №1307-р. Эта тема для нас имеет приоритетное значение, поскольку большая часть трудовой деятельности прошла в тесном контакте с областью композитостроения.

Что мы имеем на данный момент? В таблице сведены вместе проблемы композитной отрасли на 2013 год, выделенные в распоряжении Правительства №997-р, как ориентиры для проведения определенных мероприятий. Цель которых — «создание и развитие современной конкурентоспособной отрасли промышленности, обеспечивающей модернизацию и переход экономики на инновационный путь развития, поддержание экономического роста, формирование массового внутреннего спроса на композитные материалы, конструкции и изделия из них». Во втором столбце таблицы указаны планируемые распоряжением (№997-р) меры для решения проблем отрасли. В третьем столбце — меры поддержки по распоряжению №1307-р «дорожная карта». И наконец, в четвертом столбце — итог деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, назначенного ответственным за данное направление экономического развития, озвученное нам по специальному запросу от 16 ноября 2020 года.

Так что же у нас в «сухом остатке»? Отбросив словесную «эквилибристику» и бюрократические изыски — полный «капут»! Чтобы не быть голословным и очернителем светлого облика ответственных «товарищей», предлагаю вкратце рассмотреть по пунктам планы развития композитной отрасли и результаты их восьмилетней (!) реализации.

Стоимостные и объемные планы производства композитов не выполнены. План — 120 млрд. руб., факт — 73 млрд. рублей. Если в долларовом эквиваленте, то по сравнению в 2013 году вообще никакого роста нет. Планировалось увеличение отечественного рынка композитов в 20 раз по сравнению с уровнем 2013 года. По данным из письма Минпромторга России, мы насчитали увеличение (в объемном выражении) в 1,3 раза (по 4% в год).

Из главных проблем отрасли, отмеченных в распоряжении №997-р, а именно:

  • отсутствие качественных отечественных составляющих композита (связующее, армирующие материалы, наполнители);
  • отсутствие отечественного оборудования и технологий для производства композитов;
  • отсутствие доступной исследовательско-экспериментальной базы и сокращение объемов НИОКР;
  • отсутствие государственной поддержки инновационным разработкам и защиты интеллектуальной собственности;
  • кадровые проблемы отрасли, связанные с подготовкой специалистов и привлечением талантливой молодежи для работы по данному направлению и другие РЕАЛЬНЫЕ проблемы — не решена ни одна.

Что касается реализации программных мероприятий по развитию композитной отрасли в регионах России, то на наш запрос в Министерство промышленности и науки Свердловской области мы получили ответ, смысл которого сводится к идее о необходимости координации работ через создание «Регионального центра композиционных материалов». И всё! Кстати, с этим предложением (о региональном центре) мы обращались в Правительство Свердловской области неоднократно (с 2008 года). А воз и ныне там! Думаем, что аналогичная ситуация в большинстве регионов страны.

Все усилия ответственных за программу специалистов Минпромторга России ушли на разработку «методических рекомендаций» и организацию «конгрессно-выставочных» мероприятий. Это, безусловно, ответственная и важная работа. Но что, собственно, с развитием производства в композитной отрасли, на которое были направленны Государственные программы?

Что касается большого объема принятых нормативов по композитной тематике, то мы ранее уже писали об этом «творчестве» . В том смысле, что русифицированный перевод иностранных ГОСТов без учета отечественной терминологии, традиций и опыта нельзя считать позитивным вариантом развития композитостроения в нашей стране. В цивилизованном обществе такой подход называется плагиатом. В данном случае мы говорим не обо всех документах, а о той их части, с которыми нам удалось ознакомиться.

Чтобы читатель не усомнился в нашей компетентности по рассматриваемому вопросу производственной деятельности (по принципу — критиковать все умеют, а что вы сами сделали?), кратко сообщим о своих работах по композитной тематике.

За более чем 20-ти летний период работы мы:

  • разработали и утвердили в установленном законом порядке более 25 нормативно-технических документов (ТУ, РД, инструкции, руководства и тому прочее);
  • опубликовали 45 научных статей в различных (включая иностранные) журналах и сборниках;
  • выпустили 6 монографий по композитной теме;
  • разработали 4 ГОСТа (введены в действие);
  • получили 12 патентов РФ, 8 сертификатов соответствия;
  • предложили и разработали тему «промышленных композитов», как область широкого внедрения композитов в промышленный сектор экономики (почему-то этот сектор внедрения в вышеупомянутых постановлениях Правительства РФ не упоминается);
  • развили и реализовали практически с нуля тему защиты технологического оборудования и строительных конструкций специальными композитами от воздействия агрессивных производственных факторов;
  • одними из первых предложили использовать композиты для производства низконапорных турбомашин и занимаемся этой работой сегодня;
  • предложили (патенты и «ноу-хау») несколько новых технологий производства изделий из композиционных материалов;
  • проделали большой объем НИОКР по исследованию свойств модифицированных композитов и отработки способов производства различных промышленных изделий;
  • выполнили большой (применительно к возможностям малого предприятия) объем практической работы в области композитостроения и применения модифицированных полимерных связующих для различных отраслей реального сектора экономики;
  • стажировались в ведущих зарубежных компаниях; участвовали в семинарах, выставках и конференциях; участвовали в различных мероприятиях по композитной тематике в России и за рубежом и многое другое.

Все вышеперечисленное дает нам основания дать объективную и независимую оценку развития композитного направления в нашей стране как в плане реализации государственной стратегии развития, так и состояния отрасли в целом. К сожалению, пока оценка эта — негативная.