Композит нужен за Полярным кругом
рубрика: отрасль
20 и 21 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялся международный саммит «АРКТИКА 2020 СПБ», посвященный реализации шельфовых проектов, инновациям и развитию Североморского пути (СМП) и регионов Крайнего Севера (КС).
В обсуждении приняли участие представители органов исполнительной власти регионов Арктической зоны Российской Федерации, администрации СМП, структур, ведущих активную экономическую деятельность: ПАО «Газпром», «Роснефть», «Атомфлот», «Лукойл». Также участвовали эксперты и представители научных и общественных организаций России, Дании, Финляндии и Франции.
Выступающие в основном говорили о перспективах, но каждый выделял свои. Государственные и общественные организации уповали на развитие инфраструктуры КС и СМП и даже на развитие арктического туризма. Представители добывающих компаний — на получение максимальной прибыли, причем с опорой на государственные меры поддержки, например, снижение или даже обнуление налогов при разработке шельфовых и прочих месторождений. Интерес частных предпринимателей (олигархов) не соответствует интересам государства.
Сопоставьте прибыль данных крупных компаний от добычи нефти, газа, алмазов, золота и платиновой группы редких металлов с их затратами на улучшение инфраструктуры для местного коренного населения и охраняющих там границу военных.
Сколько за последние тридцать лет эти «частники» возвели там детских садов, школ, поликлиник, складов для продуктов и топлива? Как помогли местному населению (не своим вахтовикам) со строительством оранжерей для выращивания овощей и фруктов? Сколько уничтожено и не восстановлено (после прокладки коммуникаций) пастбищ ягеля для оленей, а сколько построено экодуков (подробнее про экодуки можно прочитать в статье «Оленевод и газопровод», опубликованной в журнале «Композитный мир» № 4 (79) 2018 на стр. 72–73) по разрушенным тропам их миграции за Полярным кругом?
Ответы, к сожалению, нам всем понятны. Поэтому и сокращается там численность коренного населения: за последние тридцать лет на 7–10% (отмечу, как и в Канаде и США). Да и увеличение пенсионного возраста, введенное в России, явно не будет способствовать росту населения в данных регионах.
А ведь где-то в Парламенте Российской Федерации давно лежит закон «Об арктической зоне РФ». Тогда как США, Канада и Дания уже приняли свои так называемые «Северные доктрины» и реализовывают их в части строительства ветряков (ВЭУ) и солнечных батарей в поселениях северных коренных народов. Береговой охране США выделены средства, и к 2024 году она получит первый тяжелый ледокол шириной 27 метров и водоизмещением 33 тыс. т.
Согласно этим доктринам основные банки США отказались финансировать угольные разрезы на Аляске. В свою очередь президент США Д. Трамп призвал их отказаться от финансирования разработок и поиска новых месторождений нефти и газа на Аляске, а больше уделять внимание строительству там, в городе Ном глубоководного порта с военно-морской базой, а также развитию ветроэнергетики, как настоящей замене угольного и нефтегазового топлива.
источник indigo-netzwerk
В соседней Канаде те же тенденции перехода на более экологичные виды энергии: солнечную и ветра. Общественный транспорт в Ванкувере полностью перешел на водородное топливо. Про композитные лопасти для ветроэнергетических установок (ВЭУ) (длиной 62 м и весом 12.5 т), произведенные в Ульяновске по заказу для Дании, писали в предыдущем номере журнала «Композитный мир». А о желании США купить у Дании остров Гренландия со всем коренным народом в этом году писали все газеты. Хотя там уже давно расположена их авиабаза Туле. После окончания строительства своей морской базы на Аляске, они могут запереть наш национальный Североморской коридор (СМП) с двух концов. Поэтому необходимо продолжать создание баз обеспечения продвижения судов по всему СМП на берегах и островах российского шельфа в целях национальной безопасности. Именно об этом выступил с докладом «Инновационные композитные материалы и изделия для использования в Арктике и обустройстве береговой инфраструктуры» исполнительный директор «Ассоциации Композитный Кластер Санкт-Петербурга» В. Н. Зазимко.
Для этих целей он предложил использовать изготавливаемые у нас объекты и изделия из композитов: быстровозводимые жилые помещения, очистные сооружения, склады-ангары для продовольствия и оранжереи-теплицы для свежих овощей, модули универсальные и медицинские для временного размещения, перильные и сетчатые ограждения площадок и пастбищ, железных и автодорог, мосты и экодуки, вертолетные площадки и мачты для сотовой связи. А для портовых сооружений — защитные накладки.
Все эти композитные объекты и изделия прослужат без окраски и ремонта около пятидесяти лет. Они легче дерева, металла и бетона в несколько раз, не коррозируют и не гниют, немагнитны и диэлектричны. Экономичны, обойдутся заказчикам, с учетом стоимости перевозки и ремонта, дешевле таких же объектов и изделий из вышеназванных дерева, металла и бетона.
Композиты в Арктике очень нужны. Важно как можно быстрее принять законодательно свою национальную арктическую доктрину, хотя бы до 2036 года.
Статья была опубликована в номере 3 (90) 2020