КМ редакция | 11 февраля 2021
 

Оленевод и газопровод

рубрика: применение

По материалам:

Мы привыкли с гордостью говорить о том, что преимущества композитных материалов особенно очевидны там, где необходимо сократить вес конструкции без потери прочностных характеристик. Эти преимущества, с трудом конкурирующие в развитой индустриальной среде с хорошо отлаженной инфраструктурой, заслуженно выходят на первое место в регионах с плохой транспортной доступностью, сложившейся в силу отдаленности или тяжелых климатических условий, имеющих короткий сезон проведения строительно-монтажных работ и, как следствие, высокую себестоимость последующего обслуживание. Крайний Север, с этой точки зрения, — регион, где применение и использование композитных материалов, на наш взгляд, наиболее оправдано. В этой статье мы хотим рассказать читателям о ещё одном, не побоюсь этого слова, экзотическом, но безусловно благородном и актуальном аспекте применения композитных материалов, затрагивающем вопросы сохранения окружающей среды.


«Пешеходный» переход для оленей

Каждый год, отправляясь в долгое кочевье, ненецкие оленеводы — коренные жители российской Арктики — встречают на своем пути серьезную проблему для миграции оленьих стад к пастбищам – это трассы нефте- и газопроводов, прокладываемые в зоне тундр. Расположенные в местах традиционного обитания они являются препятствием на пути миграции северных оленей, их кормовая база сокращается, уничтожаются естественные пастбища. Не всегда дороги, трубопроводы и другие линейные объекты возводились с учетом «потребностей» животных. Еще на этапе проектирования месторождения необходимо учитывать пожелания кочевников по обустройству участков для прохождения оленьих стад. В частности, трубопроводы специально для решения этой задачи должны быть подняты на безопасную высоту или убраны под землю. Дороги в местах перехода должны иметь специальные скосы. На бетонное покрытие дорог должен быть уложен материал, обеспечивающий скольжение нарт.

Ученые, в частности, Салехардский Научный центр изучения Арктики, давно говорят об оскудении тундровой растительности. 6% ямальской тундры буквально превращено в пустыню. Оленеводы отвечают им, что кормов было бы достаточно, если бы предприятия ТЭК не занимали пастбищные земли, не ставили буровые на родовых землях ненцев, не проводили трубопроводы по путям касланий (перегона оленей).

Олень же на Ямале не просто предмет разведения. Олень — символ тундровой жизни: еда, одежда, транспорт, жилище, заработок… Лишиться стада для кочевника означает умереть.

Усилия по преодолению проблем с миграцией оленей ведутся уже больше 10 лет. Нефте- и газодобывающие компании совместно с представителями администрации регионов и коренным жителями заинтересованы в строительстве переходов для оленьих стад в местах, где сооружения перекрывают пути миграции животных. Переходы будут представлять собой своеобразные ворота — трубу газопровода либо поднимут над тропой, либо поместят глубже в землю.

Регион Крайнего Севера — это стратегически важный минерально-сырьевой ресурс страны, поэтому разрабатывать месторождения необходимо. Это рабочие места и зарплаты для людей. Только нужно подходить к этому цивилизованно и грамотно. Поэтому основная задача сегодня — сохранить фауну, или в кратчайшие сроки ее восстановить.

Однако исследования показали, что устройство перехода под трубопроводом менее эффективно, чем над заглубленным в землю или обвалованным трубопроводом. Во-первых, потому, что при наземной прокладке трубопровода пролет между опорами в зависимости от диаметра составляет от 15 до 50 м,

что явно достаточно для того, чтобы не вызвать беспокойства оленей; во-вторых, трубопровод необходимо устанавливать на более высоких опорах (по сравнению с обычными участками), что значительно усложнит монтаж трубопровода, особенно большого диаметра; в-третьих, как показывают наблюдения, животные опасаются переходить даже под более высоко расположенными по сравнению с надземными трубопроводами линиями электропередач. Поэтому целесообразнее в этом случае заглубленная схема перехода или в виде обвалования. Причем участки заглубления (обвалования) должны быть длиной не менее 60–100 м (по 30–50 м в обе стропы от миграционного пути). В этих же целях не следует располагать проезжие дороги вблизи от пастбищ.

Нам кажется, что возведение подобных сооружений из композитных материалов в условиях Крайнего Севера настолько логично, что остается только удивляться, как они до сих пор не нашли своих заказчиков? Используя мировой опыт, российской композитной отрасли вполне по силам оказать серьёзную помощь в решении задач по сохранению фауны Крайнего Севера и существенно расширить ареал применения композитных материалов на географической карте России.

Мировой опыт

Уже более полувека назад европейцы осознали, что бездумное вмешательство человека в жизнь фауны наносит колоссальный ущерб экологической системе нашей планеты. Активное строительство железных дорог, каналов, автомобильных магистралей, трубопроводов или линий электропередач способствовало существенным изменениям в среде обитания диких животных и птиц, которые потеряли возможность беспрепятственно передвигаться в своем ареале обитания. Как результат — исчезновение многих видов и многочисленные аварии, в которых гибли и животные, и люди.

Для того, чтобы сохранить среды обитания дикой фауны и предотвратить аварии между транспортными средствами и животными в инфраструктуре европейских стран появился новый объект — экодук. Экодук является частью более широкого понятия —

Wildlife crossing — и представляет собой специально построенные структуры, которые позволяют различным животным, птицам и даже насекомым безопасно пересекать искусственно созданные человеком антропогенные барьеры. Таким образом экодуки соединяют среды обитания диких животных и не допускают их фрагментации.

Чаще всего под экодуком понимают мосты через автомобильные дороги, но на самом деле структуры wildlife crossing значительно шире. Например, для крупных или стадных животных строят огромные путепроводы; для небольших млекопитающих — водопропускные трубы; для рыб и земноводных — специальные туннели и рыбоподъемники, для насекомых и птиц — искусственные зеленые крыши.

На сегодняшний день Европа является лидером в этом секторе. В одних только Нидерландах построено более 600 экодуков, которые спасают жизнь барсукам, кабанам и оленям. Эта страна также может похвастаться самым длинным в мире мостом для животных. Самый большой в мире экодук для диких животных расположен в Северной Голландии, в заповеднике Natuurbrug Zanderij Crailoo. Его длина достигает 800 м, а ширина — 50 м.

А что у нас?

3 сентября 2016 года в Калужской области открыли второй в России экодук — мост над автодорогой для перехода животных. Экодук шириной 52 метра открыт на 170-м километре автомобильной дороги М–3 в рамках реализации проекта по реконструкции трассы на участке со 124 по 194 км. Первый экодук в формате тоннеля был открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда». Переход шириной 52 метра и длиной 30 метров заполнен почвой и засажен деревьями, а по бокам защищен экраном, чтобы проезжающие автомобили не пугали животных. Также на экодуке установлены видеокамеры, позволяющие фиксировать передвижения «пешеходов».

Статья была опубликована в номере 4 (79) 2018