Ольга Гладунова | 9 апреля 2021
 

Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал

рубрика: наука

Новый способ получения биоразлагаемого пластика на основе целлюлозы предложили американские материаловеды под руководством Юаня Яо (Yuan Yao) из Йельского Университета и Ляня Бина Ху (Liangbing Hu) из Университета Мериленда. За основу ученые взяли обычную древесную стружку, полученную из отходов деревообрабатывающей промышленности.


Американские материаловеды предложили новый способ получения биоразлагаемого пластика из древесной стружки. Они обработали стружку глубоким эвтектическим растворителем для того, чтобы сначала растворить входящий в состав дерева лигнин, а затем снова осадить его на целлюлозные волокна и таким образом скрепить их. Полученный материал водонепроницаем и выдерживает нагрев до 350 градусов Цельсия, при этом разлагается за три месяца в почве и за шесть месяцев на воздухе. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Sustainability.

Ученые уже долгое время пытаются сделать биоразлагаемый аналог пластика на основе природных полимеров (целлюлозы, крахмала и некоторых других). Однако эта задача оказалась неожиданно трудной. Чтобы решить ее, нужно совместить в одном материале почти противоположные свойства — с одной стороны прочность и водонепроницаемость во время использования, с другой — способность быстро разрушаться после использования. Кроме того, чтобы выйти на рынок и конкурировать с существующими пластиковыми материалами, новый биоразлагаемый пластик должен быть дешевым и простым в получении.

За основу ученые взяли обычную древесную стружку, полученную из отходов деревообрабатывающей промышленности. Частицы стружки имеют пористую структуру и состоят из волокон целлюлозы и гемицеллюлозы, в матрице лигнина — смеси разных ароматических полимеров.

Чтобы превратить стружку в вязкую основу для пластика, сначала ее обрабатывали жидкой смесью щавелевой кислотой с хлоридом холина. При комнатной температуре и щавелевая кислота и хлорид холина — твердые вещества, однако если смешать их в мольном соотношении один к одному и нагреть до 80 градусов Цельсия, а затем медленно остудить, они образуют стабильную жидкую смесь — так называемый глубокий эвтектический растворитель. Это возможно за счет образования сильных водородных связей между двумя молекулами — щавелевая кислота выступает как донор водорода, а холин — как акцептор. Полученный эвтектический растворитель эффективно разрушает водородные связи и позволяет одновременно расщепить крупные волокна целлюлозы на более мелкие и растворить лигнин и некоторую часть гемицеллюлозы. Обработку стружки проводили в течение двух часов при температуре 110 градусов Цельсия, после чего к растворителю добавили воду. Полярность жидкой фазы повышалась и лигнин переходил из раствора в нерастворимое состояние. После этого растворитель удаляли фильтрованием, а твердый остаток несколько раз промывали водой и затем снова разбавляли небольшим количеством воды и обрабатывали ультразвуком. Получалась вязкая суспензия темного цвета, которая при нанесении на гидрофобную поверхность постепенно застывала и превращалась в однородный пластичный материал. Авторам работы удалось получить листы размером 15 на 100 сантиметров и толщиной в один миллиметр.

На снимках сканирующей электронной микроскопии видно, что волокна целлюлозы в полученном материале имеют размер от 10 до 300 нанометров — значительно меньше, чем в исходных образцах древесной стружки (около 50 — 100 микрометров). Метод спектроскопии ядерного магнитного резонанса подтвердил наличие водородных связей между волокнами целлюлозы и лигнина, которые сформировались при повторном осаждении лигнина из протонного растворителя.

Состоящий из небольших волокон целлюлозы, прочно скрепленных лигнином материал очень стабилен: имеет предел механической прочности в 128 мегапаскалей и выдерживает нагрев до температуры 350 градусов Цельсия. Кроме того, материал показал хорошую водостойкость — пленка, которую поместили в воду на тридцать дней, сохранила форму, в то время, как контрольный образец из целлюлозы за это время полностью потерял форму и распался на отдельные фрагменты.

Новый материал может полностью разложиться в почве под действием грибов и микроорганизмов — чтобы подтвердить это, авторы работы вырезали из него пластинки размером 5 на 4,5 сантиметра и закапывали на глубину 5 сантиметров. Через два месяца пластинка теряла форму и заметно истончалась, а через три полностью исчезала. На контрольном образце из поливинилхлорида в тех же условиях через три месяца не было видно никаких изменений. Материал может разлагаться и на открытом воздухе под действием солнца, влаги и ветра, правда на это нужно чуть больше времени — около шести месяцев. Кроме того после использования новый биопластик можно регенерировать — для этого достаточно разбить пластиковый лист на мелкие части с помощью ультразвука, снова добавить к нему немного воды и перемешать. В результате получается такая же вязкая суспензия, как и в первом эксперименте, и из нее можно снова получить биопластиковые листы.

Авторы особо отмечают, что смесь щавелевой кислоты и хлорида холина, которую использовали для разрушения водородных связей между частицами целлюлозы, также можно регенерировать и использовать повторно. В дальнейшем они собираются адаптировать свою методику, чтобы получать биопластик не только из древесной стружки, но и из травы, соломы злаков и других растительных отходов.

Ранее ученые изготовили из бамбукового волокна водонепроницаемый стаканчик, который наполовину разлагается в почве за два месяца. Другая группа ученых получила композитный материал из двух природных материалов: целлюлозы и слюды, и даже изготовила из него корпус для смартфона.

Источник иллюстраций журнал Nature Sustainability