
Античные композиты: ученые изучили технологии защиты древних кораблей
рубрика: материалы
В НИЦ «Курчатовский институт» исследовали образцы внутреннего и внешнего покрытий корпуса античного корабля, затонувшего в порту Фанагории в I веке до н.э. Ученые установили, что для герметизации швов бортовой обшивки древних кораблей использовали просмоленные шерстяные жгуты и композиты — обмазку из глины с добавлением волос животных и перьев.
В НИЦ «Курчатовский институт» исследовали образцы внутреннего и внешнего покрытий корпуса античного корабля, затонувшего в порту Фанагории в I веке до н.э. Ученые установили, что для герметизации швов бортовой обшивки древних кораблей использовали просмоленные шерстяные жгуты и композиты — обмазку из глины с добавлением волос животных и перьев.

Исследованный корабль нашли при подводных раскопках экспедиции Института археологии РАН в 2012 году.
"Это военное судно, оборудованное тараном с царским клеймом Митридата Понтийского, — образец эллинистических судостроительных традиций и уникальная древнейшая находка для южных морей России", - подтвердили в НИЦ "Курчатовский институт".
Ученые Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий использовали сразу несколько методик, чтобы определить состав искусственных покрытий, сохранившихся на внутренней и наружной поверхности бортовой обшивки, а также на шпангоутах (поперечных ребрах корпуса).
"С помощью хроматографического анализа установили органическую составляющую покрытий. Исследование структуры и состава минеральной части покрытий проводили методами рентгеновской спектрометрии и дифрактометрии, в том числе на синхротроне «КИСИ-Курчатов». Для определения видовой принадлежности обнаруженных в уплотнительных плетеных жгутах и обмазках органических включений использовались оптическая и электронная микроскопия", - Эдуард Грешников, ведущий специалист лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий
Оказалось, что древние корабелы использовали для герметизации швов между поясами внутренней бортовой обшивки просмоленные шерстяные жгуты. Для дополнительной фиксации и гидроизоляции сверху на них наносили композитные обмазки из глины с добавлением волос животных и перьев. Дело в том, что последние почти не подвергаются размягчению в воде. Они не только связывают глину, но и придают прочность и долговечность.
Также было установлено, что античные корабелы владели и некоторыми технологиями биозащиты судов. Наружная поверхность корпуса корабля была покрыта смесью биоцидного серосодержащего красителя реальгара с воском и смолами хвойных деревьев. Это покрытие не только защищало материал судна от влаги и древоточцев, но и предотвращало обрастание бортов моллюсками, что позволяло судну двигаться с высокой скоростью.
Проект реализуется с поддержкой Министерства науки и высшего образования РФ в рамках программы "Приоритет-2030".
Фото на обложке: сайт Курчатовского института (автор С. В. Ольховский, институт археологии РАН)