Ольга Гладунова | 13 января 2023
 

Бум беспилотников и лодки из композитов: кто принесет «Алабуге» 81 миллиард

рубрика: отрасль

Московская компания «Альбатрос» стала резидентом ОЭЗ «Алабуга», они вложат в дроны миллиард рублей. Второй проект, на 80 млрд рублей по производству моторных лодок, запускает связанная с ней фирма «Дельфин Алабуга».


Московская компания «Альбатрос» стала резидентом ОЭЗ «Алабуга», они вложат в дроны миллиард рублей. Второй проект, на 80 млрд рублей по производству моторных лодок, запускает связанная с ней фирма «Дельфин Алабуга». Заявляя об импортозаместительном характере производств, авторы проектов признаются: комплектующие зависят от зарубежных поставок, а двигатели производятся в Китае.

Москвичи переносят в Татарстан производство беспилотников

На самом заседании набсовета рассмотрели два проекта, которые реализуют одни и те же учредители. Первый касается охватившего Россию и Татарстан беспилотного ажиотажа. На этот раз клепать тысячу беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в год (правда, только к 2037-му) собралось ООО «Альбатрос», зарегистрированное в подмосковском Пушкино. В производство инвестор планирует вложить 990 млн рублей собственных средств, рассказал соучредитель фирмы Илья Воронков. Что касается рынков сбыта, то, по его словам, на фото- и видеосъемку линейных объектов придется 75% заказов, и всего 25% — на военно-промышленные нужды. Для реализации проекта компании выделено помещение площадью 2,2 тыс. кв. метров.

«Сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1» / Фото: president.tatarstan.ru

«Сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1» / Фото: president.tatarstan.ru

Мы оценили импорт БПЛА в Россию за 2021 год — это более 100 миллионов долларов. Весь импорт хотим заместить на территории ОЭЗ „Алабуга“», — замахнулся докладчик. В Татарстане хотят «приземлить» базовую модель «Альбатрос М5» на электрическом двигателе и со временем полета до пяти часов, а также небольшие дроны. На сайте компании указаны технические характеристики «Альбатроса М5». Размах крыла аппарата — 3,3 м, максимальная взлетная масса — 15 кг, полезной нагрузки — 5 килограммов. Беспилотник развивает крейсерскую скорость в 72 км/ч, площадь аэрофотосъемки за полет достигает 20 кв. километров. Диапазон рабочих высот — 80–1000 м, диапазон скоростей полета — 65–120 км/ч. Дальность работы в прямой радиовидимости — до 90 километров.

У ООО «Альбатрос» есть производственная площадка в Королеве. Почему собственники решили переехать в РТ? «Здесь условия хорошие», — кратко ответили авторы проекта.

Запуск запланирован на I квартал этого года, хотя на площадке уже развернулась часть производства — с ним до заседания ознакомился президент РТ. Технология производства состоит из четырех этапов: изготовление корпуса, механическая обработка, электромонтажные работы и сборка. В БПЛА более 300 наименований разных компонентов, по словам Воронкова, 70% — российского производства. «При этом данный процент (30% импорта — прим. ред.) будем стараться минимизировать, чтобы прийти к максимальной организации производства на территории России», — заверил бизнесмен. В это время на экране появился слайд о сырьевом обеспечении проекта. Так, «сердце» БПЛА, двигатель, поставляют из Китая, равно как и сервоприводы и камеры. Повезло с материалами для корпуса, которые можно будет брать у соседа по ОЭЗ «Алабуга Волокно». Радиооборудование тоже российское, от московского АО «Сет-1».

Налоговые отчисления резидента, по оценкам, составят 1,5 млрд рублей в год. Будет создано до 400 новых рабочих мест.

Моторные лодки на 80 миллиардов

Гораздо более масштабным видится проект ООО «Дельфин Алабуга» (юрлицо еще не зарегистрировано), который представил гендиректор «Альбатроса» Флоров. Этой весной на площади 60 тыс. кв. м резидент развернет производство моторных лодок из композитов. На первом этапе планируется выпускать 2 тыс. водных транспортных средств и в течение 15 лет масштабировать их до 20 тыс. штук. Инвестиции в проект составят 80 млрд рублей. 25% — собственные средства компании, 75% — кредитные. Производство создаст 2,5 тыс. рабочих мест и гарантирует 2,8 млрд рублей в год налоговых поступлений.

Рустам Минниханов: «Конкуренция — двигатель прогресса. Мы должны всех поддерживать» / Фото: president.tatarstan.ru

Рустам Минниханов: «Конкуренция — двигатель прогресса. Мы должны всех поддерживать» / Фото: president.tatarstan.ru

«Импорт лодок различного водоизмещения в нашу страну в 2021 году составил порядка 24 миллиардов рублей. Этот большой объем имеет смысл заменить отечественным продуктом», — сказал Флоров. Инвестор также надеется локализовать в ОЭЗ производство лодочных моторов и микроэлектронной продукции (комплекты морской навигации, блоки управления двигателями, блоки дистанционного управления, панели управления). По словам спикера, 80% используемого сырья (стекловолокно, эпоксидная смола, углеволокно и т. д.) будет российским. «Конечно, некоторые части будем закупать в дружественных странах», — отметил докладчик.

Лаврентьев поинтересовался: что насчет двигателя? Флоров смело ответил — планируется «копировать чужой». Что ж, видимо, на первых порах импортозамещение в России будет начинаться с обратного инжиниринга…

«Этот проект надо поддержать, он большой, сложный. Тимур [Шагивалеев] у нас задействован, я буду тоже помогать. Проект реальный», — подытожил Минниханов.

Ссылка на оригинальный текст