Европейский рынок композитов
рубрика: отрасль
После длительного периода активного роста рынка композитов с 2013 по 2018 гг, наступил период регрессии. Пандемия коронавируса, начавшаяся в феврале 2020 г, а также другие неблагоприятные факторы оказали негативное влияние не только на рынок композитов, но и на всю экономику в целом. Объемы производства композитных материалов в Европе сократились более чем на 15%. В 2021 году эта тенденция изменилась. Европейский рынок композитов продемонстрировал рост на 18,3% и практически вернулся на докризисный уровень.
В этом отчете рассматриваются композитные материалы как на основе термореактивных связующих, так и на основе термопластов.
Объем мирового рынка композитов в 2021 году составил 12,1 млн тонн, согласно последним данным JEC (www.jeccomposites.com). В 2021 году объем производства европейских композитов вырос на 18,3% (что несколько выше общемировых показателей). Таким образом, объем европейского рынка композитов составил 2 962 000 тонн. Доля Европы на мировом рынке композитов составляет около 25%, как и доля США. Азиатский рынок в настоящее время занимает около 50% мирового производства.
В объемном выражении наибольшая доля производства композитов (более 50%) приходится на транспортный сектор.
Рынок термореактивных композитов
В 2021 году общий объем производства термореактивных композитов составил 1 250 000 тонн. Таким образом, на этот класс материалов приходилось 43 % всего композитного рынка Европы. Двумя основными областями применения термореактивных композитов остаются строительство /инфраструктура и транспортный сектор.
Рынок термопластичных композитов
Общий объем рынка термопластичных композитов в Европе составил 1 660 000 тонн в 2021 году (источник: AMAC). Доля рынка этих материалов на европейском рынке составляла 57 %. Основная область применения термопластичных композитов — это транспортный сектор, на долю которого приходится более 2/3 рынка.
Рынок композитов в % по областям применения в 2021 г
Основные технологии производства композитов на основе термореактивных связующих
За последние 5 лет тенденция изменилась не существенно. По-прежнему, около 28–30% композитов в Европе производятся с использование СМС, ВМС технологий, около 28% — занимают открытые методы формования (напыление, контактное формование), 10% композитов, как и 10 лет назад, производятся по технологиям закрытого формования — все виды РТМ и вакуумная инфузия, 12% — непрерывные методы формования (пултрузия), 10–12% — намотка (трубы, емкости, баллоны), 8–10% — другие методы.
Объемы производства в Европе по странам
Объем рынка композитов на основе реактопластов в Германии в 2021 году достиг 242 500 тонн (это 19,4 % европейского рынка). Таким образом, Германия остается крупнейшим игроком на европейском рынке. Страны Восточной Европы находятся на втором месте с долей рынка 18,1% и объемом 226 500 тонн. В этот регион входят следующие страны: Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Сербия, Хорватия, Македония, Латвия, Литва, Словакия и Словения. Также значительную часть европейского рынка композитов занимают Великобритания, Испания/Португалия, Италия и Франция.
Распределение европейского рынка реактопластов по регионам в %
Некоторые материалы, которые заслуживают отдельного упоминания
Объем рынка композитов, армированных углеродными волокнами, в 2021 году рос очень динамично, увеличившись на 23% по сравнению с 2020. Объем мирового рынка углекомпозитов увеличился до 147 500 тонн, из которых на Европу приходилось около 1/3. Общий объем в Европе увеличился до 52 000 тонн (источник: Composites United).
Что касается биокомпозитов, армированных натуральными волокнами, этот сегмент также является быстрорастущим. Можно предположить, что рынок этих материалов в Европе составляет более 90 000 тонн. Последний обзор объемов производства за 2012 год зафиксировал объем 92 000 тонн композитов на основе натуральных волокон. (источник: nova-Institut GmbH).
NCF (Non-Crimp Fabrics) — специальные мультиаксиальные ткани. За последние десять лет этот сегмент рынка вырос почти на 40%. Основные области применения — ветроэнергетика, промышленность и судостроение.
Перспективы развития рынка композитов
Глобальные экономические и политические события в настоящее время крайне затрудняют прогнозирование будущих сценариев экономического развития рынка композитов не только в Европе, но и во всем мире. Переход Германии к возобновляемым источникам энергии значительно ускорился после ядерной катастрофы в Японии в 2011 году. Это, в свою очередь, увеличило спрос на новые виды энергии и инфраструктуру для их обеспечения. Ветроэнергетика здесь играет центральную роль, не только в Германии, но и в других европейских странах. Ожидается, что эта тенденция (переход к альтернативным источникам энергии) значительно укрепится в ближайшие годы во всей Европе.
Сфера транспорта, логистики и мобильности также тесно связана с поставками энергии. Цены на топливо в последние месяцы резко выросли. Поэтому развитие электромобилей и всей необходимой инфраструктуры для этого направление открывает новые возможности для композитов. И ключевыми факторами здесь являются долговечность, низкие эксплуатационные расходы и устойчивость к атмосферным воздействиям.
Сильное негативное влияние на композитную промышленность оказала пандемия коронавируса. Воздействие вируса было самым серьезным испытанием для рынков после финансово-экономического кризиса 2008/2009 гг. Особенно сильно пострадал транспортный сектор. Авиастроение было почти полностью остановлено и восстанавливается очень медленно. Почти все композитные направления сегодня испытывают сложности с логистикой и высокими ценами на сырье. Геополитические события последних месяцев усугубили без того сложную ситуацию. Международные логистические цепочки практически не работают.
Совершенно ясно одно: невозможно предсказать долгосрочное развитие событий — в игре слишком много неизвестных факторов.
Тем не менее, безусловно, существует множество областей применения для композитов. Их уникальные свойства и выдающиеся способности — кажутся почти предопределенными. В дальнейшем мы ожидаем позитивных изменений, прежде всего, в ветроэнергетике и отрасли коммерческого транспорта. Но и инфраструктурные применения композитов также предлагают множество возможностей, таких как вышеупомянутое расширение инфраструктуры для электроавтомобилей, строительство и ремонт мостов. Эти области дополняются расширением сети 5G, где специалисты отмечают перспективы для использования композитов.
Ключевые компании на рынке композитов должны быть еще более настойчивы в продвижении преимуществ этих материалов. Коррозионная стойкость, свобода дизайна, несущая способность, высокая прочность и жесткость, долговечность, низкие эксплуатационные расходы — это лишь некоторые из преимущества, которые необходимо продвигать более широко. Будущее хранит много возможностей, некоторые из которых еще только предстоит открыть в предстоящие годы. Композиты — это материалы будущего.