КМ редакция | 10 февраля 2022
 

Рассуждения о рынке ровинга в России

рубрика: отрасль

Райхлин Леонид

Данная статья, написанная в октябре 2021 года, представляет частное мнение автора о сложностях, с которыми столкнулись игроки рынка ровинга в 2021 году и проблемах, с которыми они возможно будут иметь дело в 2022 году.


Любое цитирование данной статьи, как и использование информации в ней изложенной — только по письменному разрешению автора

Отечественный рынок ровинга вошел в 2021 год, испытывая различные трудности:

  • дефицит китайского ровинга;
  • сложности с поставками из китая;
  • демпинговые цены от местных производителей;
  • отсутствие четких планов у потребителей;
  • общее замедление промышленности из-за фактора коронавируса.

Конец 2020 года показал, что несмотря на дефицит китайского ровинга, потребители не испытывали сложностей с заменой его на российский: тем более, что зимой потребности не велики из-за фактора сезонности и падения оборотов промышленного производства. Одновременно этому способствовали и низкие цены от местных производителей. Например, стоимость обычного прямого ровинга 2400 текс держалась на уровне 58 руб/кг с НДС в Центральном Федеральном округе против 70 руб/кг с НДС за китайский.

Однако уже в начале 2021 года крупные потребители ровинга в Китае (в основном это были производители стеклотканей для лопастей ветрогенераторов) начали скупать все свободные объемы на местном рынке, поскольку именно в этот период истекал срок действия государственных преференций на закупку сырья.

Эта ситуация создала дефицит на рынке Китая, что спровоцировало рост цен на ровинг на всех рынках, включая российский. В этот же период в России местные производители ровинга заключили контракты на все имеющиеся у них мощности до середины осени 2021 года.

Рассуждения о рынке ровинга в России
Краткая характеристика рынка ровинга
  • Общий объем: около 80 тысяч тонн (1200–9600 текс)
  • Три основных (по объему потребления) категории потребителей:
  • производители арматуры,
  • производители емкостей и труб,
  • производители тканей и стеклосеток
Крупнейшие производители, представленные на российском рынке

Местные:

  • ОС Стекловолокно
  • Татнефть-Алабуга-Стекловолокно

Иностранные:

  • Jushi
  • Taishan
  • Shandong
  • Yuanyuan New Materials
Крупнейшие компании-дистрибьюторы, представленные на российском рынке

Основные торговые компании:

  • Гласстекс
  • Нортекс
  • ЕТС
  • Тентонн

Более того, одна из основных торговых компаний, Нортекс, — переориентировала свои объемы на российский ровинг и почти прекратила поставки ровинга из Китая. Причиной этому явились не только более привлекательные цены, но логистический кризис, который начался в конце ноября 2020 года. Из-за недостатка контейнеров, ставки морских фрахтов «Китай-порты России» росли каждые 10 дней на тысячу долларов. Но даже по таким ценам дефицит контейнеров оставался достаточно острым.

В итоге в марте 2021 года в России образовался большой дефицит ровинга. Пик сезона в России наблюдается именно весной, это связано не только с возобновлением деловой активности после зимних каникул, но и с климатическими особенностями. Кроме того, в отличие от Европы или США в России зимой 2021 года не было глобальных остановок промышленных производств из-за коронавируса, поэтому активность потребителей была на порядок выше, чем скажем в марте 2020 года, когда в России был объявлен первый локдаун.

Попытки заместить российский и китайский ровинг на европейский также обернулись провалом, все из-за тоже же логистического кризиса с контейнерами. Поэтому европейские производители решили в первую очередь обеспечить ровингом свой рынок, и причина здесь не только в патриотизме, но и в том, что отпускные цены в Европе выше, чем в России, а значит и маржинальность гораздо выше.

Все эти факторы еще больше усугубили повышение цен на ровинг. На примере прямого ровинга 2400 текс проанализируем как росли цены в Китае и России.

Если в начале осени 2020 года этот ровинг в Китае стоил на уровне 0,45 дол/кг ФОБ порт, а в России 70 руб/кг с НДС или ниже. То уже через полгода, к концу весны 2021 года ровинг стоил 0,9 дол/кг ФОБ порт и доходил до 150 руб/кг с НДС в Центральном Федеральном округе.

Попытку борьбы с дефицитом предприняли компании Гласстекс и ЕТС. Нортекс вернулся к поставкам из Китая, не дождавшись своих заказов от российских производителей. Однако по сравнению с 2020 годом поставки сильно усложнились.

Одна из причин была названа выше — дефицит контейнеров, что повлекло скачок ставки фрахта от 2 тыс. дол. за контейнер 40 футов по маршруту ФОБ порт-порт Петербурга, до 11 тыс. дол в конце января, в преддверии китайского Нового Года.

Другая причина — это формат оплаты ровинга. Если в 2020 году китайские производители допускали отсрочку платежа для своих надежных партнеров, то весной 2021 года для всех клиентов без исключения и вне зависимости от объема форма оплаты была заменена на предоплату (таблица 1).

Таблица 1. Формат оплаты и логистика ровинга

Таблица 1. Формат оплаты и логистика ровинга

Итак: около 14 недель (3,5 месяца) осенью 2021 года против трех недель осенью 2020 года.

Однако, для того, чтобы оценить ситуацию в полной мере надо учитывать следующее: при объеме поставок 300 тонн ровинга в месяц, необходимо отгружать каждый месяц 300 тонн продукции. И примерно такой же запас должен быть в наличии на складе.

300 тонн × 4 = 1200 тонн, при цене 900 дол/тонну. То есть больше миллиона долларов без учета фрахта надо заморозить!

И это мы говорим лишь об объеме 300 тонн /мес. Это соизмеримо с потреблением одного не самого крупного производителя арматуры.

Для подобных поставок, с учетом того, что и другие сырьевые компоненты, поставляемые из Китая, попали под те же финансово-логистические проблемы, необходим стабильный денежный поток и очень высокий кредитный рейтинг, чтобы можно было пополнять оборотные средства в российских или, как у ЕТС (шведско-российская фирма) в европейских банках.

В течение года потребители и продавцы ровинга постепенно адаптировались к сложившейся ситуации — появился дополнительный объем российского ровинга, осенью 2021г начали приходить ранее размещенные заказы из Китая. Упал курс и в результате, потребителям ровинга, которые в основном приобретают товар за рубли, показалось, что рынок стабилизировался и цены пошли вниз. Но это только показалось! Дело в том, что глобальный дефицит ровинга не исчез.

Тому две причины:

А. В Китае правительство приняло решение ограничить потребление электроэнергии, которая нужна любому производству и тем более производству стеклоровинга, где нужны большие энергетические затраты на плавку кварцевого песка. В результате свободных объемов нет и нет возможности построить новый завод — поскольку на новый завод нужна электроэнергия, а ее не хватает и на текущие предприятия. Получается замкнутый круг.

В Европе активно восстанавливается промышленность после локдаунов прошлого года, а значит, растет потребление всех материалов, включая стеклоровинг.

В мире растет потребление печатных плат, необходимых для производства вычислительной техники. А платы содержат в себе стеклоткани, выпускаемые на основе стеклонитей. Фильера же для стеклонитей не идентична таковой для ровинга, а стеклонити имеют большую маржинальность.

В Америке правительство выделяет большие средства на инфраструктуру — а это арматура, профили, трубы, емкости.

Б. Контейнерный кризис никуда не исчез. Чтобы обеспечить наличие свободных контейнеров, морские линии стараются возить товары только на Дальний Восток — это быстрее, чем в Петербург или Новороссийск, оборачиваемость контейнера выше.

Но порт Восточный или порт Владивостока не были рассчитаны многократное увеличение объемов. К тому же центральную часть России с дальневосточной соединяет лишь одна нитка железной дороги. И время от времени на этом пути случаются чрезвычайные ситуации, например, разрушение моста или перевозка стратегического груза. В этом случае все контейнерные перевозки приостанавливаются. Эти проблемы вызывают увеличение сроков и рост стоимости доставки.

Рассмотрим еще один пункт — растет ли рынок? Анализ всего рынка ровинга затруднен наличием местных производителей, которые не всегда раскрывают свои объемы производства. Поэтому в качестве маркера рынка я взял производство арматуры — как одного из драйверов рынка ровинга в России. Оценка этого рынка не очень сложная.

Для оценки объемов рынка я предлагаю оценивать не сам ровинг — про который мы знаем не все, и не эпоксидную смолу, так как по коду ТН ВЭД эпоксидной смолы (397073) ввозят, как смолу обычную типа 828 или 128, так и смолы специализированные для лакокрасочной промышленности, а рассмотреть отдельно ввоз отвердителей горячего отверждения. На рынке есть несколько местных производителей отвердителей, но поскольку их качество оставляет желать лучшего, большинство потребителей предпочитают отвердители импортного производства. Поэтому в нашем анализе можно пренебречь наличием локальных производителей.

На момент написания статьи удалось проанализировать таможенные данные за 8 месяцев 2021 года и сравнить их с информаций за 8 месяцев 2019 года (таблица 2).

Таблица 2. Импорт отвердителей горячего отверждения для эпоксидных смол

Таблица 2. Импорт отвердителей горячего отверждения для эпоксидных смол

Мы видим,что объем ввоза таких отвердителей вырос на 24,4%!

Дополнительным маркером, свидетельствующим об увеличении рынка ровинга, может служить увеличение количества производителей ненасыщенных полиэфирных смол, которые используются при намотке емкостей и канализационных труб:

За период 2019-2021 гг на рынок вышли Аттика, ПОЛИ-СМ и в начале 2022 года запускает новый завод Дугалак. Таким образом на рынке постоянно появляются новые производители, при том, что и старые продолжают успешно работать.

Также одним из факторов, хоть и косвенных, роста рынка, может служить анализ ввозимого в Россию ровинга одним из производителей. 2020 год — 1,9 тысячи тонн; 2021 год — 3,2 тысячи тонн. Таким образом мы видим рост на 68,5%!

Стоит отметить, — что если раньше ровинг в Россию поступал из Европы и Америки, то сейчас основной объем завозится из Китая, что является еще одним признаком дефицита американского и европейского рынка ровингов.

Итого, прогнозы относительно рынка ровинга на 2022 год:

  • Рынок будет расти;
  • На рынке останутся только самые сильные в финансовом смысле компании, способные приобрести большие объемы и обеспечить складской запас;
  • Дефицит сохранится и признаков, что он закончится в ближайшее время — нет.

Приглашаю коллег/игроков рынка ровинга к диалогу