Рассуждения о рынке ровинга в России
рубрика: отрасль
Данная статья, написанная в октябре 2021 года, представляет частное мнение автора о сложностях, с которыми столкнулись игроки рынка ровинга в 2021 году и проблемах, с которыми они возможно будут иметь дело в 2022 году.
Любое цитирование данной статьи, как и использование информации в ней изложенной — только по письменному разрешению автора
Отечественный рынок ровинга вошел в 2021 год, испытывая различные трудности:
- дефицит китайского ровинга;
- сложности с поставками из китая;
- демпинговые цены от местных производителей;
- отсутствие четких планов у потребителей;
- общее замедление промышленности из-за фактора коронавируса.
Конец 2020 года показал, что несмотря на дефицит китайского ровинга, потребители не испытывали сложностей с заменой его на российский: тем более, что зимой потребности не велики из-за фактора сезонности и падения оборотов промышленного производства. Одновременно этому способствовали и низкие цены от местных производителей. Например, стоимость обычного прямого ровинга 2400 текс держалась на уровне 58 руб/кг с НДС в Центральном Федеральном округе против 70 руб/кг с НДС за китайский.
Однако уже в начале 2021 года крупные потребители ровинга в Китае (в основном это были производители стеклотканей для лопастей ветрогенераторов) начали скупать все свободные объемы на местном рынке, поскольку именно в этот период истекал срок действия государственных преференций на закупку сырья.
Эта ситуация создала дефицит на рынке Китая, что спровоцировало рост цен на ровинг на всех рынках, включая российский. В этот же период в России местные производители ровинга заключили контракты на все имеющиеся у них мощности до середины осени 2021 года.
Краткая характеристика рынка ровинга
- Общий объем: около 80 тысяч тонн (1200–9600 текс)
- Три основных (по объему потребления) категории потребителей:
- производители арматуры,
- производители емкостей и труб,
- производители тканей и стеклосеток
Крупнейшие производители, представленные на российском рынке
Местные:
- ОС Стекловолокно
- Татнефть-Алабуга-Стекловолокно
Иностранные:
- Jushi
- Taishan
- Shandong
- Yuanyuan New Materials
Крупнейшие компании-дистрибьюторы, представленные на российском рынке
Основные торговые компании:
- Гласстекс
- Нортекс
- ЕТС
- Тентонн
Более того, одна из основных торговых компаний, Нортекс, — переориентировала свои объемы на российский ровинг и почти прекратила поставки ровинга из Китая. Причиной этому явились не только более привлекательные цены, но логистический кризис, который начался в конце ноября 2020 года. Из-за недостатка контейнеров, ставки морских фрахтов «Китай-порты России» росли каждые 10 дней на тысячу долларов. Но даже по таким ценам дефицит контейнеров оставался достаточно острым.
В итоге в марте 2021 года в России образовался большой дефицит ровинга. Пик сезона в России наблюдается именно весной, это связано не только с возобновлением деловой активности после зимних каникул, но и с климатическими особенностями. Кроме того, в отличие от Европы или США в России зимой 2021 года не было глобальных остановок промышленных производств из-за коронавируса, поэтому активность потребителей была на порядок выше, чем скажем в марте 2020 года, когда в России был объявлен первый локдаун.
Попытки заместить российский и китайский ровинг на европейский также обернулись провалом, все из-за тоже же логистического кризиса с контейнерами. Поэтому европейские производители решили в первую очередь обеспечить ровингом свой рынок, и причина здесь не только в патриотизме, но и в том, что отпускные цены в Европе выше, чем в России, а значит и маржинальность гораздо выше.
Все эти факторы еще больше усугубили повышение цен на ровинг. На примере прямого ровинга 2400 текс проанализируем как росли цены в Китае и России.
Если в начале осени 2020 года этот ровинг в Китае стоил на уровне 0,45 дол/кг ФОБ порт, а в России 70 руб/кг с НДС или ниже. То уже через полгода, к концу весны 2021 года ровинг стоил 0,9 дол/кг ФОБ порт и доходил до 150 руб/кг с НДС в Центральном Федеральном округе.
Попытку борьбы с дефицитом предприняли компании Гласстекс и ЕТС. Нортекс вернулся к поставкам из Китая, не дождавшись своих заказов от российских производителей. Однако по сравнению с 2020 годом поставки сильно усложнились.
Одна из причин была названа выше — дефицит контейнеров, что повлекло скачок ставки фрахта от 2 тыс. дол. за контейнер 40 футов по маршруту ФОБ порт-порт Петербурга, до 11 тыс. дол в конце января, в преддверии китайского Нового Года.
Другая причина — это формат оплаты ровинга. Если в 2020 году китайские производители допускали отсрочку платежа для своих надежных партнеров, то весной 2021 года для всех клиентов без исключения и вне зависимости от объема форма оплаты была заменена на предоплату (таблица 1).
Таблица 1. Формат оплаты и логистика ровинга
Итак: около 14 недель (3,5 месяца) осенью 2021 года против трех недель осенью 2020 года.
Однако, для того, чтобы оценить ситуацию в полной мере надо учитывать следующее: при объеме поставок 300 тонн ровинга в месяц, необходимо отгружать каждый месяц 300 тонн продукции. И примерно такой же запас должен быть в наличии на складе.
300 тонн × 4 = 1200 тонн, при цене 900 дол/тонну. То есть больше миллиона долларов без учета фрахта надо заморозить!
И это мы говорим лишь об объеме 300 тонн /мес. Это соизмеримо с потреблением одного не самого крупного производителя арматуры.
Для подобных поставок, с учетом того, что и другие сырьевые компоненты, поставляемые из Китая, попали под те же финансово-логистические проблемы, необходим стабильный денежный поток и очень высокий кредитный рейтинг, чтобы можно было пополнять оборотные средства в российских или, как у ЕТС (шведско-российская фирма) в европейских банках.
В течение года потребители и продавцы ровинга постепенно адаптировались к сложившейся ситуации — появился дополнительный объем российского ровинга, осенью 2021г начали приходить ранее размещенные заказы из Китая. Упал курс и в результате, потребителям ровинга, которые в основном приобретают товар за рубли, показалось, что рынок стабилизировался и цены пошли вниз. Но это только показалось! Дело в том, что глобальный дефицит ровинга не исчез.
Тому две причины:
А. В Китае правительство приняло решение ограничить потребление электроэнергии, которая нужна любому производству и тем более производству стеклоровинга, где нужны большие энергетические затраты на плавку кварцевого песка. В результате свободных объемов нет и нет возможности построить новый завод — поскольку на новый завод нужна электроэнергия, а ее не хватает и на текущие предприятия. Получается замкнутый круг.
В Европе активно восстанавливается промышленность после локдаунов прошлого года, а значит, растет потребление всех материалов, включая стеклоровинг.
В мире растет потребление печатных плат, необходимых для производства вычислительной техники. А платы содержат в себе стеклоткани, выпускаемые на основе стеклонитей. Фильера же для стеклонитей не идентична таковой для ровинга, а стеклонити имеют большую маржинальность.
В Америке правительство выделяет большие средства на инфраструктуру — а это арматура, профили, трубы, емкости.
Б. Контейнерный кризис никуда не исчез. Чтобы обеспечить наличие свободных контейнеров, морские линии стараются возить товары только на Дальний Восток — это быстрее, чем в Петербург или Новороссийск, оборачиваемость контейнера выше.
Но порт Восточный или порт Владивостока не были рассчитаны многократное увеличение объемов. К тому же центральную часть России с дальневосточной соединяет лишь одна нитка железной дороги. И время от времени на этом пути случаются чрезвычайные ситуации, например, разрушение моста или перевозка стратегического груза. В этом случае все контейнерные перевозки приостанавливаются. Эти проблемы вызывают увеличение сроков и рост стоимости доставки.
Рассмотрим еще один пункт — растет ли рынок? Анализ всего рынка ровинга затруднен наличием местных производителей, которые не всегда раскрывают свои объемы производства. Поэтому в качестве маркера рынка я взял производство арматуры — как одного из драйверов рынка ровинга в России. Оценка этого рынка не очень сложная.
Для оценки объемов рынка я предлагаю оценивать не сам ровинг — про который мы знаем не все, и не эпоксидную смолу, так как по коду ТН ВЭД эпоксидной смолы (397073) ввозят, как смолу обычную типа 828 или 128, так и смолы специализированные для лакокрасочной промышленности, а рассмотреть отдельно ввоз отвердителей горячего отверждения. На рынке есть несколько местных производителей отвердителей, но поскольку их качество оставляет желать лучшего, большинство потребителей предпочитают отвердители импортного производства. Поэтому в нашем анализе можно пренебречь наличием локальных производителей.
На момент написания статьи удалось проанализировать таможенные данные за 8 месяцев 2021 года и сравнить их с информаций за 8 месяцев 2019 года (таблица 2).
Таблица 2. Импорт отвердителей горячего отверждения для эпоксидных смол
Мы видим,что объем ввоза таких отвердителей вырос на 24,4%!
Дополнительным маркером, свидетельствующим об увеличении рынка ровинга, может служить увеличение количества производителей ненасыщенных полиэфирных смол, которые используются при намотке емкостей и канализационных труб:
За период 2019-2021 гг на рынок вышли Аттика, ПОЛИ-СМ и в начале 2022 года запускает новый завод Дугалак. Таким образом на рынке постоянно появляются новые производители, при том, что и старые продолжают успешно работать.
Также одним из факторов, хоть и косвенных, роста рынка, может служить анализ ввозимого в Россию ровинга одним из производителей. 2020 год — 1,9 тысячи тонн; 2021 год — 3,2 тысячи тонн. Таким образом мы видим рост на 68,5%!
Стоит отметить, — что если раньше ровинг в Россию поступал из Европы и Америки, то сейчас основной объем завозится из Китая, что является еще одним признаком дефицита американского и европейского рынка ровингов.
Итого, прогнозы относительно рынка ровинга на 2022 год:
- Рынок будет расти;
- На рынке останутся только самые сильные в финансовом смысле компании, способные приобрести большие объемы и обеспечить складской запас;
- Дефицит сохранится и признаков, что он закончится в ближайшее время — нет.
Приглашаю коллег/игроков рынка ровинга к диалогу