КМ редакция | 14 декабря 2021
 

Исследование эффективности работы компаний по производству композитов

рубрика: отрасль

Мария Влазнева
Независимый эксперт
Композиционные материалы, углеродное волокно

Мир композиционных материалов и технологий развивается так стремительно, что если сегодня начать делать классификацию существующих композиционных материалов, то к моменту окончания работы классификация устареет. Чтобы не потеряться в разнообразии новых материалов, технологий и технических решений, необходимо постоянно следить за рынком.


Исследование эффективности работы компаний по производству композитов

Любая компания может успешно производить композиционные материалы и найти своего клиента в любой момент времени.

Для этого необходимо понимать:

  • Ситуацию на рынке композиционных материалов;
  • Сильные и слабые стороны продукта;
  • Где находится клиент, и какие у него актуальные проблемы или задачи;
  • Как этого клиента найти;
  • Что нужно сделать, чтобы клиент оказался удовлетворён, а производитель получил прибыль.

Для того чтобы знать ответ на первые четыре вопроса, в команде проекта необходим эксперт-аналитик с пониманием специфики рынка композиционных материалов.

Ответ на вопрос «Что нужно сделать, чтобы клиент был удовлетворён, а производитель получил прибыль» приходит из практических навыков ведения бизнеса. Зачастую производитель не имеет достаточного количества собственного положительного опыта. В этом случае можно последить за компаниями, которые из года в год признаются лидерами отрасли.

Если небольшая компания или старт-ап повторяет стратегию признанного лидера отрасли, то, вполне вероятно, компанию ждёт негативный опыт. Без понимания, как работает средний и малый бизнес в области композиционных материалов, невозможно составить рабочую стратегию развития проекта.

Информация об избыточных производственных мощностях, которую можно найти в пресс-релизах, не столько бесполезна, сколько опасна, с точки зрения введения в заблуждение остальных игроков на рынке композиционных материалов. Особенно это характерно для российского рынка композиционных материалов и решений.

Помимо размера компании и заявленных производственных мощностей, необходимо учитывать множество показателей эффективности и проводить сравнительный анализ деятельности своей компании и всего композитного сообщества как в России, так и во всём мире.

Три года подряд, с 2019 по 2021, журнал Compositesworld проводил исследование эффективности работы компаний по производству композитов. Цель исследования: выяснить ключевые показатели эффективности и описать лучшие практики компаний. Дать компаниям возможность сделать сравнительный анализ своей деятельности. Помочь сообществу производителей композитных материалов и технических решений быстрее и эффективнее развиваться.

Исследование проводилось при помощи опроса: анкета для участия рассылается редактором журнала всем желающим поучаствовать в исследовании. Каждая компания, которая участвует в опросе, получает сравнительный анализ своей деятельности бесплатно, другие — за разумную плату.

В ходе исследования собирали следующие данные:

  • количество брака,
  • коэффициент загрузки площадей,
  • время доставки,
  • своевременность доставки,
  • область применения продукта,
  • применяемые технологии,
  • условия взаимодействия с потребителями.

В этой статье приводятся результаты анализа отчетов за три года и тенденции, которые заслуживают внимания.

Ручная выкладка, инфузия, резка/комплектация и компрессионное формование — наиболее часто применяемые технологии

Ручная выкладка, инфузия, резка/комплектация и компрессионное формование — наиболее часто применяемые технологии

Сравнительный анализ показателей говорит о том, что среди применяемых технологий снижается процент компаний, которые используют ручную выкладку. Хотя ручная технология по-прежнему занимает значительную часть способов производства продуктов из композитов. Инфузия, резка и комплектация, и компрессионное формование также остаются наиболее распространенными технологиями. Но при сравнительном анализе критериев оценки эффективности лучших компаний за три года видна тенденция к снижению. Изготовление изделий методом намотки увеличилось практически вдвое в 2021 году, что связано со стремительным ростом сегмента водородного транспорта, наземного и воздушного.

При опросе компаний о том, как компании справляются с пандемией коронавирусной инфекции, было отмечено, что последствия пандемии лучше пережили компании, в распоряжении которых больше роботизации и автоматизации. Процессами автоматической выкладки волокна или ленты занято небольшое, но стабильное количество компаний из топ-10. Введение автоматизации и робототехники значительно удорожает производственный процесс и недоступно для компаний, работающих с большим ассортиментом изделий и технологий при сравнительно малых сериях.

Строительство и применение в медицине имеют наибольший рост за три года

Строительство и применение в медицине имеют наибольший рост за три года

Авиация, наземный и воздушный транспорт, а также ветроэнергетика и товары для спорта и отдыха на протяжении времени проведения исследования остаются основными сегментами рынка, в которых работают самые лучшие компании-производители композитных изделий.

Количество компаний, занятых в производстве продуктов для применения в транспорте, ветроэнергетике и спортивных товарах на протяжении трех лет практически не меняется.

Растущие сегменты — строительство и инфраструктура (рост более чем 50%), медицинские применения (рост 45%) и транспортировка грузов (+20%) за три года.

Организация взаимодействия с поставщиками является одним из ключевых показателей эффективности работы компаний, производящих композиционные материалы. Наиболее часто (в половине случаев в 2019 и в 70% случаев в 2021) встречается контрактное производство. Часть компаний, занятых дизайном и инжинирингом возросла в 5 раз. Почти в 4 раза увеличилось количество изготовителей пресс-форм. Поставщики нижнего уровня в 5,5 раз. В 3 раза ОЕМ и поставщики (разных уровней) для OEM.

В 2021 году десять компаний получили звание лучших:

  • Arisawa Mfg (Япония),
  • Champion Fiberglass (США),
  • B&T Composites (Греция),
  • EPP Composites (Индия),
  • Bucci Composites (Италия),
  • GSE Dynamics (США),
  • Cecence (Великобритания),
  • The Gund (США),
  • Prathamesh Industries (Индия),
  • Oribi Manufacturing (США).

Из них только две компании присутствуют в списке все три года, с 2019 по 2021: Champion Fiberglass и GSE Dynamics.

Champion Fiberglass производит композитные трубопроводы и трубы из стекловолокна, которые используются в электроэнергетике, инфраструктуре, химическом производстве и очистке сточных вод. Полтора года назад компания удвоила мощность производства, добавив третью производственную линию. Главные технологические процессы компании — намотка и компрессионное формование. Пресс-формы компания также производит сама.

Компания GSE Dynamics производит композитные изделия для нужд оборонной и авиакосмической промышленности, а также предлагает услуги по стандартизации и тестированию композитных материалов. Компания работает с углеродным, кварцевым и стекловолокнами, различного типа термореактивными связующими, углеродными пенами. Применяемые технологии: выкладка препрегов, инфузия, автоклав, аддитивные технологии.

Изготовление прессформ, дизайн, инжиниринг и контрактное производство — самые эффективные способы взаимодействия с клиентами

Изготовление прессформ, дизайн, инжиниринг и контрактное производство — самые эффективные способы взаимодействия с клиентами

Наиболее показательными данными о лучших практиках компаний-производителей композитов являются их отношения с клиентами и способность соответствовать требованиям и ожиданиям клиентов.

Есть четыре показателя, по которым лучшие компании превосходят все остальные:

  • время выполнения заказа,
  • скорость своевременной доставки,
  • количество активных клиентов,
  • уровень удержания клиентов.

Например, среднее количество активных клиентов для компаний-лидеров исследования составляет 50 по сравнению с 20 для других предприятий. Уровень удержания покупателей составляет 98% для компаний из лучшей десятки производителей композитов и 92% для других компаний.

Лучшие компании-производители имеют сертификаты поставщиков, влияют на проектирование деталей для производства, имеют доступ к стратегиям клиентов и соблюдают сроки доставки.

Чтобы иметь успешный бизнес в области производства композитных материалов, необходимо иметь глубокие и значимые взаимодействия с клиентами.

За три года количество компаний, участвующих в опросе выросло в 6 раз

За три года количество компаний, участвующих в опросе выросло в 6 раз

Исследование проводится сравнительно недавно, но количество участников за три года выросло в шесть раз. Что говорит о пользе и эффективности сравнительного анализа показателей своего бизнеса с эффективностью других участников рынка.

У каждой компании — уникальный путь развития. Рассматривая её деятельность объективно и в сравнении с другими участниками, можно выделить слабые и сильные стороны и перенять лучшие практики лидеров.