Исследование эффективности работы компаний по производству композитов
рубрика: отрасль
Мир композиционных материалов и технологий развивается так стремительно, что если сегодня начать делать классификацию существующих композиционных материалов, то к моменту окончания работы классификация устареет. Чтобы не потеряться в разнообразии новых материалов, технологий и технических решений, необходимо постоянно следить за рынком.
Любая компания может успешно производить композиционные материалы и найти своего клиента в любой момент времени.
Для этого необходимо понимать:
- Ситуацию на рынке композиционных материалов;
- Сильные и слабые стороны продукта;
- Где находится клиент, и какие у него актуальные проблемы или задачи;
- Как этого клиента найти;
- Что нужно сделать, чтобы клиент оказался удовлетворён, а производитель получил прибыль.
Для того чтобы знать ответ на первые четыре вопроса, в команде проекта необходим эксперт-аналитик с пониманием специфики рынка композиционных материалов.
Ответ на вопрос «Что нужно сделать, чтобы клиент был удовлетворён, а производитель получил прибыль» приходит из практических навыков ведения бизнеса. Зачастую производитель не имеет достаточного количества собственного положительного опыта. В этом случае можно последить за компаниями, которые из года в год признаются лидерами отрасли.
Если небольшая компания или старт-ап повторяет стратегию признанного лидера отрасли, то, вполне вероятно, компанию ждёт негативный опыт. Без понимания, как работает средний и малый бизнес в области композиционных материалов, невозможно составить рабочую стратегию развития проекта.
Информация об избыточных производственных мощностях, которую можно найти в пресс-релизах, не столько бесполезна, сколько опасна, с точки зрения введения в заблуждение остальных игроков на рынке композиционных материалов. Особенно это характерно для российского рынка композиционных материалов и решений.
Помимо размера компании и заявленных производственных мощностей, необходимо учитывать множество показателей эффективности и проводить сравнительный анализ деятельности своей компании и всего композитного сообщества как в России, так и во всём мире.
Три года подряд, с 2019 по 2021, журнал Compositesworld проводил исследование эффективности работы компаний по производству композитов. Цель исследования: выяснить ключевые показатели эффективности и описать лучшие практики компаний. Дать компаниям возможность сделать сравнительный анализ своей деятельности. Помочь сообществу производителей композитных материалов и технических решений быстрее и эффективнее развиваться.
Исследование проводилось при помощи опроса: анкета для участия рассылается редактором журнала всем желающим поучаствовать в исследовании. Каждая компания, которая участвует в опросе, получает сравнительный анализ своей деятельности бесплатно, другие — за разумную плату.
В ходе исследования собирали следующие данные:
- количество брака,
- коэффициент загрузки площадей,
- время доставки,
- своевременность доставки,
- область применения продукта,
- применяемые технологии,
- условия взаимодействия с потребителями.
В этой статье приводятся результаты анализа отчетов за три года и тенденции, которые заслуживают внимания.
Ручная выкладка, инфузия, резка/комплектация и компрессионное формование — наиболее часто применяемые технологии
Сравнительный анализ показателей говорит о том, что среди применяемых технологий снижается процент компаний, которые используют ручную выкладку. Хотя ручная технология по-прежнему занимает значительную часть способов производства продуктов из композитов. Инфузия, резка и комплектация, и компрессионное формование также остаются наиболее распространенными технологиями. Но при сравнительном анализе критериев оценки эффективности лучших компаний за три года видна тенденция к снижению. Изготовление изделий методом намотки увеличилось практически вдвое в 2021 году, что связано со стремительным ростом сегмента водородного транспорта, наземного и воздушного.
При опросе компаний о том, как компании справляются с пандемией коронавирусной инфекции, было отмечено, что последствия пандемии лучше пережили компании, в распоряжении которых больше роботизации и автоматизации. Процессами автоматической выкладки волокна или ленты занято небольшое, но стабильное количество компаний из топ-10. Введение автоматизации и робототехники значительно удорожает производственный процесс и недоступно для компаний, работающих с большим ассортиментом изделий и технологий при сравнительно малых сериях.
Строительство и применение в медицине имеют наибольший рост за три года
Авиация, наземный и воздушный транспорт, а также ветроэнергетика и товары для спорта и отдыха на протяжении времени проведения исследования остаются основными сегментами рынка, в которых работают самые лучшие компании-производители композитных изделий.
Количество компаний, занятых в производстве продуктов для применения в транспорте, ветроэнергетике и спортивных товарах на протяжении трех лет практически не меняется.
Растущие сегменты — строительство и инфраструктура (рост более чем 50%), медицинские применения (рост 45%) и транспортировка грузов (+20%) за три года.
Организация взаимодействия с поставщиками является одним из ключевых показателей эффективности работы компаний, производящих композиционные материалы. Наиболее часто (в половине случаев в 2019 и в 70% случаев в 2021) встречается контрактное производство. Часть компаний, занятых дизайном и инжинирингом возросла в 5 раз. Почти в 4 раза увеличилось количество изготовителей пресс-форм. Поставщики нижнего уровня в 5,5 раз. В 3 раза ОЕМ и поставщики (разных уровней) для OEM.
В 2021 году десять компаний получили звание лучших:
- Arisawa Mfg (Япония),
- Champion Fiberglass (США),
- B&T Composites (Греция),
- EPP Composites (Индия),
- Bucci Composites (Италия),
- GSE Dynamics (США),
- Cecence (Великобритания),
- The Gund (США),
- Prathamesh Industries (Индия),
- Oribi Manufacturing (США).
Из них только две компании присутствуют в списке все три года, с 2019 по 2021: Champion Fiberglass и GSE Dynamics.
Champion Fiberglass производит композитные трубопроводы и трубы из стекловолокна, которые используются в электроэнергетике, инфраструктуре, химическом производстве и очистке сточных вод. Полтора года назад компания удвоила мощность производства, добавив третью производственную линию. Главные технологические процессы компании — намотка и компрессионное формование. Пресс-формы компания также производит сама.
Компания GSE Dynamics производит композитные изделия для нужд оборонной и авиакосмической промышленности, а также предлагает услуги по стандартизации и тестированию композитных материалов. Компания работает с углеродным, кварцевым и стекловолокнами, различного типа термореактивными связующими, углеродными пенами. Применяемые технологии: выкладка препрегов, инфузия, автоклав, аддитивные технологии.
Изготовление прессформ, дизайн, инжиниринг и контрактное производство — самые эффективные способы взаимодействия с клиентами
Наиболее показательными данными о лучших практиках компаний-производителей композитов являются их отношения с клиентами и способность соответствовать требованиям и ожиданиям клиентов.
Есть четыре показателя, по которым лучшие компании превосходят все остальные:
- время выполнения заказа,
- скорость своевременной доставки,
- количество активных клиентов,
- уровень удержания клиентов.
Например, среднее количество активных клиентов для компаний-лидеров исследования составляет 50 по сравнению с 20 для других предприятий. Уровень удержания покупателей составляет 98% для компаний из лучшей десятки производителей композитов и 92% для других компаний.
Лучшие компании-производители имеют сертификаты поставщиков, влияют на проектирование деталей для производства, имеют доступ к стратегиям клиентов и соблюдают сроки доставки.
Чтобы иметь успешный бизнес в области производства композитных материалов, необходимо иметь глубокие и значимые взаимодействия с клиентами.
За три года количество компаний, участвующих в опросе выросло в 6 раз
Исследование проводится сравнительно недавно, но количество участников за три года выросло в шесть раз. Что говорит о пользе и эффективности сравнительного анализа показателей своего бизнеса с эффективностью других участников рынка.
У каждой компании — уникальный путь развития. Рассматривая её деятельность объективно и в сравнении с другими участниками, можно выделить слабые и сильные стороны и перенять лучшие практики лидеров.