Инновации, инвестиции, интенсификация, импортозамещение, изобретательство
рубрика: отрасль
Развитие данного научно-технического направления нельзя рассматривать в отрыве от общего состояния производственного сектора экономики страны, поскольку конечный продукт предназначен, прежде всего, для реального сектора. Экономика страны, за рассматриваемый промежуток времени, пережила не лучшие времена. Однако, как нас убеждает Правительство, достойно справившись с трудностями, страна вступила в стадию устойчивого развития. Со времени принятия основополагающих документов по композитной тематике прошло почти пять лет. Можно подвести промежуточные итоги и оценить соотношение намеченного плана и достигнутого.
Для оценки эффективности мероприятий по развитию инновационной деятельности в композитной отрасли в масштабах страны нужно отметить несколько ключевых моментов:
- определение направлений инновационных работ, соответствующих стратегическим планам развития экономики, по принципу «нельзя объять необъятное»;
- источники, объемы и доступность средств на разработку и внедрение (НИОКР) новых разработок, поскольку постановка нового вида продукции на производство сопряжена со значительными капитальными вложениями, большим объемом организационной работы и нормативно-технической документации;
- формирование рынка потребления инновационных разработок;
- защита результатов интеллектуальной деятельности, являющейся важнейшим спутником инноваций.
Итак, во-первых, в «дорожной карте» развития отрасли производства композитных материалов указаны направления и контрольные показатели развития отрасли, сроки реализации и ответственные исполнители. К сожалению, я не нашел информации от «ответственных» исполнителей о проделанной работе и достигнутых при этом результатов. Как оценить уровень исполнительной дисциплины и состояние отрасли на данный момент? Только по косвенным показателям и собственному мироощущению, сформированному на основе общения с участниками композитной тематики.
Второй аспект — это вопрос терминологии. Он не имеет прямого отношения к развитию отрасли, однако является основополагающим в плане создания общей базы взаимопонимания и единообразия создаваемой нормативно-технической документации. Обратите внимание, в постановлениях Правительства речь идет о композиционных материалах, композитных материалах и о композитах. Компетентные «товарищи», которые готовили эти документы, должны понимать, что композиционные материалы и композиты — это разные понятия. Поясню: «Композиционные материалы» — это предметы труда, а «композиты» — это изделия из композиционных материалов». В этом плане большие надежды я связывал с разработкой и принятием нового ГОСТа по базовой терминологии в области композитостроения.
Однако вышедший ГОСТ 32794-2014 «Композиты полимерные. Термины и определения» откровенно разочаровал. «Творческая» переработка ИСО 472.1990 привела к тому, что выпущенный ГОСТ включил в себя сведения о клеях, пластмассах, пенопластах, не относящихся к композитам. Кроме того, выход государственного стандарта должен стимулировать развитие отрасли. Но в новом ГОСТе нет сведений о новых композиционных материалах: о винилэфирных, фумаровых, органосиликатных смолах, об армирующих материалах, например, поликорматах и мультиаксиальных тканях. Наполнители как инструмент модификации композитов упомянуты вскользь. Нет упоминания о новых способах изготовления изделий из композитов, о дефектах композитных изделий. Не упоминается о целых направлениях развития композитной отрасли таких как: полимербетоны, ремонтные технологии, защита технологического оборудования с помощью композитов и другие.
Вряд ли подобный стандарт способен консолидировать отрасль и обеспечить взаимопонимание участников рассматриваемого направления научно-технической деятельности. Не тема этой статьи, но некоторые ГОСТЫ, принятые по композитной теме в последнее время, требуют пересмотра и корректировки. Нельзя механически «руссифицировать» иностранные аналоги, выдавая их за собственные разработки, из-за различных трактовок технических терминов и определений, методик расчетов и исследований, наконец, принятой в стране системой исчислений.
Третий момент, который необходимо отметить в плане развития инновационной составляющей отрасли, связанной с производством изделий из композиционных материалов — это правовая защита самой «инновационности». В связи с этим, разрешите небольшое лирическое отступление. Известно, что резину в ее нынешнем виде изобрел американец Чарльз Гудиер. Меня поразил в его биографии тот факт, что дошедший до крайнего уровня нищеты, он на следующий день после получения патента на изобретение, стал миллионером, поскольку к нему «…выстроилась очередь из желающих купить у него лицензию на производство резиновых изделий». Это недосягаемый пока для нас уровень уважения к чужой интеллектуальной собственности.
А как с этим «уважением» у нас? Из собственной практики — когда я на тендерном совете указал председателю совета на факт того, что конкуренты нарушают мои права, как разработчика технологии производства работ, мне было заявлено, что « нарушений в порядке подачи конкурсной документации не выявлено». Причем здесь порядок подачи документов мне не ясно до сих пор. Из юридической практики можно констатировать, что суды крайне неохотно рассматривают дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности, поэтому— «лучше не связываться». Сэкономишь время и нервы!
Подводя итог размышлений по этому пункту развития композитной отрасли, можно констатировать, что защиты интеллектуальной собственности у нас в стране нет. И говорить об инновационности можно лишь условно, ввиду отсутствия моральных и материальных стимулов к подобному роду деятельности. Изобретатели у нас, конечно, есть. Народ у нас талантлив. Но это скорее деятельность, направленная на самоутверждение и получение ВАКовских баллов, чем целенаправленная работа по созданию инновационных видов продукции.
Рыночный характер экономики не предполагает альтруизма и избыточной самоотверженности в деловом общении. На мой взгляд, проблема защиты инноваций должна стать одним из основных направлений работы различных творческих союзов и объединений, поскольку носит общественный, а не частный характер. Мне «повезло» поучаствовать в работе многих таких союзов и везде я ставил этот вопрос, но «воз и ныне там». Гораздо приятнее «пилить» бюджет.
Следующий аспект — инвестиционная составляющая развития композитной отрасли. Это очень обширная и важная тема, о которую сломано немало копий и разбито в прах множество начинаний. Можно бесконечно обсуждать варианты получения средств на развитие проектов, говорить о профессионализме участников инвестиционного процесса и так далее. Но есть несколько вопросов, на которые я, в течение более чем двадцатилетней производственной деятельности, так и не нашел ответа.
Это следующее:
1. А судьи (эксперты) кто? Кто эти «бескорыстные» и высококвалифицированные рыцари, стоящие на страже финансовых интересов различных фондов, банков, грантов? Те «эксперты», с которыми мне неоднократно «повезло» общаться, к сожалению, не произвели впечатления специалистов в области композитостроения. Как можно дать оценку проекта не понимая сути проблемы и качества предложенного решения — не понятно. Какую ответственность они несут за свои решения?
2. Получение субсидий и любой другой финансовой поддержки для развития инновационного вида деятельности связано с составлением огромного количества документации, предоставления справок и расчетов. Это важный и необходимый момент работы, однако, по-моему, здесь явные перегибы. Если я, как «на рентгене», выложил все исходные данные и программы развития перед финансовым учреждением, и последний подтвердил их правильность, то логично было бы в процессе реализации проекта разделить риски и ответственность за этот проект, поскольку во многом экономика проекта подогнана под требования инвестора. Если фонд на это не идет, то нужно ограничить объем запрашиваемой информации в рамках разграничения уровня ответственности сторон. В конце концов, какой бы объем информации не был предоставлен, как бы мы не «жонглировали» цифрами, ответственность за реализацию проекта несет заемщик, вне зависимости от внешних и внутренних факторов, включая форс-мажорные обстоятельства. Опять пример из собственной практики. Мы год оформляли документы на получение средств из областного инвестиционного фонда в соответствии с «европейскими» стандартами. Прошли обучение управления проектами, составили «правильный» бизнес-план, оценили риски и перспективы, составили график развития. За год изменилась ситуация в стране и мире, и все планы надо корректировать, упущено время, изменились цены и насыщенность рынка. В конце работы мы получили положительное заключение по проекту, но к тому времени деньги в фонде закончились.
Я не понимаю, почему наши банки легко раздают копеечные не обеспеченные потребительские кредиты, а потом плачутся в правительстве на многомиллиардные невозвраты, требуя реструктуризации и санации, но от них невозможно добиться кредитования реального производства? Кому выгодна такая «кровеносная система» экономики, не стимулирующая развитие производственных сил в стране? Почему финансирование инновационной деятельности малых предприятий сопряжено с искусственными трудностями? Есть мнение, что распределение денег среди малых предприятий приведет к «разворовыванию» страны. Однако всем понятно, что средства из страны выводят далеко не малые производственные предприятия.
3. Экономический сектор правительства реализует планы развития страны, ориентируясь на «ключевых игроков», другими словами — крупные производственные структуры, оставляя крохи бюджета на развитие малого и среднего бизнеса и то не напрямую, а через различные фонды (см. пункт 2). Во-первых, под «малым бизнесом» подразумевается все: от похоронных бюро, до инновационных центров. И подход к ним одинаковый. Но организация работы бутика и создание производства продукции требуют абсолютно разного подхода как по объему финансовых затрат и трудоемкости процесса запуска работы, так и по срокам и графику окупаемости заемных средств. Эти особенности в расчет не принимаются. Во-вторых, подтвержденная статистика говорит о том, что в развитых странах основной объем производства приходится на малый и средний бизнес. Мировые лидеры типа Аэрбас, Боинг, Сименс и другие, в основном, занимаются «отверточной» сборкой готовой продукции, прикрывая своим брендом многочисленных поставщиков комплектующих изделий из разряда малых и средних предприятий. Мы, как всегда, идем своим путем. У нас «сливки» снимают гиганты типа Газпром, Норникель, Русал и прочие, которые стремятся сосредоточить в себе максимум производственных мощностей, чтобы деньги компании крутились среди дочерних и аффилированных структур.
Развитие композитного производства — это зона ответственности малого и среднего бизнеса, поскольку требует гибкости производства, быстрого внедрения инновационных решений, характеризуется большим разнообразием ассортимента продукции, способов производства и видов применяемых материалов. К сожалению, формализм, некомпетентность, безответственность и нежелание вникать в мелочные (в масштабах страны) проблемы малого производственного бизнеса создают множество искусственных преград на пути его становления.
И наконец, последний риторический вопрос по теме. Если в нашей богатейшей стране, наделенной несметными природными ресурсами, есть отличная научная школа и ученые с мировым именем, преданный и талантливый народ, заинтересованный в процветании Родины, неплохая производственная база, грамотные и квалифицированные специалисты, почему мы живем в состоянии пред-дефолта и пост-санкционного синдрома? Очевидно, что что-то не так с организацией нашей жизнедеятельности и квалификацией «эффективных менеджеров», принимающих ключевые производственные решения.
Статья была опубликована в номере 6 (75) 2017. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.