Ольга Гладунова | 27 августа 2023
 

Маломерный флот в России сегодня — удел энтузиастов

рубрика: интервью

В этом году в Подмосковье планируется завершить строительство новой судоверфи по производству катамаранов на подводных крыльях. На заводе будут серийно выпускаться суда высокого класса, изготовленные из отечественного сырья.


Открывать частное производство в России сегодня — задача не для слабонервных. Мы поговорили с генеральным конструктором компании «Мортех» Владимиром Ларькиным не только об особенностях современных типов СПК и ходе строительства верфи, но и о том, каково это — развивать бизнес по производству катеров в условиях жестких санкций и в разгар производственного кризиса.

Фото "Мортех"

Фото "Мортех"

Владимир Владимирович, расскажите о концепции судов, которые производит ваша компания. В чем их особенность?

— Основная концепция судна, которую мы продвигаем, — это катамаран на подводном крыле. Такая конструкция позволяет обеспечить высокие скоростные характеристики судна, которые сочетаются с высокой топливной эффективностью. Так, экспериментальный катер, имеющий конструкцию РИБ (лодки, конструкция которых состоит из жесткого корпуса и U-образных надувных баллонов по периметру — прим.ред.), длиной 8,5 метров, с двумя двигателями по 300 л/с, имеет максимальную скорость 118 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч осуществляется за 7,5 секунд. При этом расход топлива при движении со скоростью 70 км/ч составляет всего 40 л/ч на оба двигателя. У сопоставимого по размеру и оснащенности катера, имеющего классическую глиссирующую конструкцию, двигающегося с такой же скоростью, расход топлива составил бы 200 л/ч. В планах компании производить суда размерностью от 8,2 метров до 20 метров.

Были ли у такого концепта какие-либо аналоги?

— Технология катамарана с подводным крылом придумана в ЮАР в 1980 году изобретателем профессором Хоппе из Стелленбосского университета. Дальнейшее развитие технология получила в Новой Зеландии на верфи Q-West, где технология профессора Хоппе была модернизирована, и стали использовать крыло с изменяемым углом атаки.

В 2019 году мы изготовили первое судно по данной технологии, добавив эффект воздушной каверны. Это позволило получить высокие скоростные характеристики в сочетании с топливной эффективностью. В качестве прообраза мы использовали конструкцию американского катера Hysucat.

В настоящий момент произведено пять опытных образцов испытания которых подтвердили расчетные данные. Так, максимальная скорость на воде составила 117 км/ч, при этом расход топлива при движении крейсерским ходом (80 км/ч) составляет 40 л/ч на два двигателя мощностью по 300 л/с каждый.

Есть ли современные примеры аналогичных производств за рубежом? Возможно нам есть, что почерпнуть там?

— Глобальное производство маломерного флота находится на подъеме. В мире большое количество верфей, но самое бурное развитие маломерное судостроение получило в Турции. За последние три года там были открыты Особые экономические области, заточенные только под судостроение — предприятия получили льготы и доступ к льготному государственному финансированию. У нас в стране тоже приняты государственные программы, например Программа развития яхтинга в России до 2030 года, но в ней абсолютно не учтены конкретные финансовые инструменты.

На какого потребителя вы ориентируетесь? На вашем сайте есть информация как о прогулочных яхтах для частных клиентах, так и о моделях, представленных в рамках форума «Армия». Что объединяет, и что разнит линейки?

— Прежде всего, мы ориентируемся на потребителей, которым важна скорость и экономия топлива. Это могут быть как частные клиенты (любители отдыха на воде, охотники, рыболовы), так и государственные службы (МЧС, ФСО, ФСБ). Все лодки строятся на единых корпусах с различным наполнением суперструктуры. На любом из корпусов можно реализовать как прогулочный, так и утилитарный корпус.

Как устроено производство? Какие важные технологии и решения можете выделить?

— Верфь только строится, во втором квартале 2023 года планировался запуск первого цеха производительностью 10 корпусов в месяц — катеров размерностью от 8,5 до 12 метров. Но в связи с финансовыми трудностями, старт был отложен.

Катера будут производится с использованием технологии вакуумной инфузии, что позволит максимально автоматизировать и ускорить производство корпусов. Это инновационный метод производства судовых конструкций из композитных материалов, который позволяет создавать легкие, прочные и устойчивые катера с высоким уровнем аэродинамических и гидродинамических характеристик.

Основной особенностью нашего производства будет широкое использование аддитивных технологий. Имеющееся у «Мортех» оборудование позволит в ближайшее время запустить самый большой в России 3D-принтер с полем печати 5*1,65*1,65 метра, производительностью печати до 25 кг в час. Данные технологии позволят убрать из производственного цикла ряд рутинных и дорогостоящих операций, например, изготовление мастер-модели, что приведет к ускорению производства и снижению себестоимости.

Фото "Мортех". Производство катера FALCO 85

Фото "Мортех". Производство катера FALCO 85

Какие комплектующие предпочитаете использовать при постройке своих судов и как справляетесь с поставками в условиях санкций?

— При постройке корпусов используются исключительно материалы отечественного производства. А вот с электроникой и силовыми установками есть проблемы, которые решаются с помощью параллельного импорта. С целью преодоления санкционных последствий, компания ведет работы по созданию собственного программно-аппаратного комплекса управления маломерным судном. Кроме того, ведутся работы по созданию гибридной силовой установки для маломерного судна. Решение этих задач позволит сделать наши катера полностью независимыми от санкций.

Как давно существует компания и с чего началась ее история? Как пришли к собственному производству?

— Команда проекта собралась в 2016 году и первоначально ориентировалась на продажу и обслуживание катеров и яхт импортного производства. Поняв, что мы умеем хорошо продавать яхты и обнаружив полное отсутствие подобной продукции отечественного производства, на полученную прибыль стали строить верфь. По сути, нам не хватило одного года, чтобы запустить полноценное производство. К сожалению, введенные санкции лишили команду проекта доходов. Кроме того, часть денежных средств оказалась замороженной и сейчас мы переживаем не самые лучшие времена. Большая надежда на государственную поддержку!

Есть ли в России проблема со специалистами по маломерному флоту?

— Проблема специалистов стоит остро не только в этой сфере! У нас много юристов и менеджеров, и очень мало конструкторов и производственников. А вузы и сузы, которые выпускают корабелов, заточены под производство крупнотоннажных судов. Маломерный флот сегодня является уделом энтузиастов.

Проблему специалистов мы решаем инициативным путем. Так, в июле 2023 года мы заключили Соглашение о сотрудничестве с Государственным университетом «Дубна», в соответствии с которым мы совместно будем готовить необходимых нам специалистов.

Какие у вас ближайшие планы и цели по развитию компании?

— В самых ближайших планах — запустить полноценное производство. Несмотря на все трудности, введенные санкции открывают широкие перспективы по развитию яхтенного строительства в России. И, повторюсь, необходимо решить проблемы с судовой электроникой и силовыми установками.

Полный текст интервью читайте по ссылке