От пластиковых пакетов до космических идей
рубрика: интервью
О чём мечтает учёный из БГТУ Наталья Черкашина, кандидат технических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной химии БГТУ им. В. Г. Шухова. Она развивает космическое материаловедение и создаёт ракетно-космическую технику.
— В современных фильмах зачастую одним из главных героев становится учёный. Он или изобретает вирус, который погубит всё население Земли, или, наоборот, – лекарство, спасающее цивилизацию. Как вы считаете, это преувеличение или роль учёного в жизни человечества именно такая – ключевая?
— Конечно, небольшое преувеличение в фильмах есть, но вместе с тем там и большая доля правды. Учёные способны на многое. Если человек движется по дурному руслу, то возможны и разработка вирусов, телефонные и виртуальные махинации. Но я верю, что большинство из того, что изобретут учёные, будет во благо человечеству, и мы все сможем наслаждаться этими достижениями долгие годы.
— А себя вы считаете созидателем?
— Да, именно так. Я работаю в сфере полимерных композитов различного назначения. Раньше занималась производством композитов, которые можно использовать в космическом пространстве для защиты от радиации. Это нужно для того, чтобы космонавты могли более длительное время находиться на орбите.
— Радиозащитные композитные материалы – это то, что вы разрабатываете для космоса. Они защищают от радиации или от какого‑то излучения?
— В космосе не один, а несколько видов радиации. Кроме того, играют свою роль другие факторы. Например, перепады температур – от –250 до +200 °С. Или набегающий поток микрометеоритных частиц. Всё вместе негативно влияет на любые приборы и параметры космического аппарата. Поэтому наша задача – разработать такие материалы, которые смогут противостоять не только космическому излучению, но и другим негативным факторам космического пространства. У нас есть специальные установки, на которых мы испытываем свои материалы: одна – по радиации, электронному, протонному излучению. Другая – по воздействию микрометеоритных частиц. Третье испытание – на термоциклирование. И вот если материал выдержал все эти испытания, то мы его уже можем рекомендовать для целевых работ в Роскосмосе.
А сейчас у нас есть интересные разработки в области полимерных композитов наземного назначения. Это материалы биовозобновляемые, биоразлагаемые. Мы практически ежедневно используем пластик – пакеты, которые сопровождают наши покупки в магазинах, и все знают, как они загрязняют окружающую среду. Моя задача и задача всего нашего коллектива – разработать такие материалы, которые бы были разлагаемыми и не загрязняли окружающую среду. Это поможет спасти экологию нашей планеты в будущем.
— Этим занимается молодёжная лаборатория, которой вы руководите?
— Верно. В прошлом году я выиграла грант в рамках проекта «Наука и образование» на создание молодёжной лаборатории, набрала коллектив. Большинство ребят моложе 39 лет, большая часть – студенты, аспиранты химико-технологического института, Они занимаются исследованиями в области полимерных материалов, которые могут заменить традиционные композиты на экологически чистые. В нашем университете таких лабораторий две: одна – под моим руководством, а вторая – под руководством Сергея Клюева.
— Расскажите подробнее об исследованиях для космической отрасли.
— Есть проекты, которые посвящены полимерным композитам для космоса. Они получили одобрение в Госкорпорации «Роскомос». Теперь мы надеемся, что в ближайшем будущем разработанные нами материалы полетят в космос. А после их одобрения по итогам космических исследований можно будет говорить и о внедрении материалов в производство для защиты космонавтов или радиоэлектронного оборудования. Но такие работы длятся долго, они не могут быть выполнены за один или два года. Сейчас наша задача – внедрить материалы, провести исследовательские работы на МКС и потом уже интегрировать их в производство космических кораблей.
— То есть в БГТУ им. В. Г. Шухова сейчас разрабатывают такие материалы, которые проходят одобрение в Роскосмосе, а потом летят в космическое пространство, на МКС?
— Да, всё так. Белгород знают в Москве, в Роскосмосе, и это действительно наше достижение. Мало какой университет может похвалиться такой славой – возможностью участвовать в целевых работах на МКС.
— Наталья, приходилось ли вам сталкиваться с дискриминацией из‑за того, что вы, женщина, выбрали такую сложную сферу деятельности?
— Не то чтобы дискриминация, но недопонимание было. Многие полагают, что основное предназначение женщины – это воспитание детей. Да, я мама двоих детей и небольшую дискриминацию почувствовала, когда меня ещё только провожали в декрет. Кто‑то думал, что я не выйду на работу, но моё увлечение наукой достаточно сильное, чтобы сидеть дома. Поэтому я решила совмещать и материнство, и научную деятельность, надеюсь, у меня это успешно получается.
— Можно ли сегодня наукой заработать на достойную жизнь?
— Можно. Как и в любой сфере: если ты старший продавец – получаешь хорошо, а если младший – меньше. Если ты хороший специалист – будешь жить в достатке, а если ничего не хочешь делать, то ничего у тебя и не будет. Точно также и в науке. В России очень много фондов, которые поддерживают научные исследования. Это гранты и стипендии президента, Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований и многие другие. Грантов много, и можно подавать сразу по всем направлениям и организациям-грантодателям. Даже в рамках одного гранта возможно подать сразу несколько заявок. Было бы время и желание.
— Есть ли какое‑то достижение, о котором вы мечтаете? Вот сейчас разработанные вами материалы улетят на МКС, а что дальше?
— Учёные тоже мечтают! Но есть мечты реальные – например, защитные жилеты для космонавтов, которые нам удалось разработать, или защитные чехлы для радиоэлектронной аппаратуры. Эта мечта уже стала явью. А в долгосрочной перспективе я мечтаю сделать что‑то такое, чтобы получить премию президента в области науки и инноваций.
Беседовала Ольга Арчибасова