Импортозамещение авиации невозможно
рубрика: интервью
О перспективах импортозамещения самолетов РЖД-Партнеру рассказал Виталий Архангельский, авиационный чартерный брокер, директор компании Jet.Paris. Со слов участника рынка, России грозит транспортная блокада, правда, наступит она в тот момент, когда в небо перестанет подниматься последний исправный самолет.
– Виталий, почему в России так тяжело идет импортозамещение в авиации?
Дело в том, что в современных условиях ни одна страна не способна производить эффективные авиалайнеры самостоятельно. У каждой своя компетенция в той или иной области. Где-то делают лучшие двигатели, где-то – пилотажно-навигационные системы, где-то – композиты для фюзеляжей и крыльев…
Имеющиеся в России технологии позволяют производить самолеты только на уровне конца прошлого века, да и то в ограниченном количестве. А новыми технологиями в условиях санкций отказался делиться даже Китай.
– Но ведь Китай создает свой пассажирский авиалайнер C919. Его производит госкомпания COMAC. То есть у Китая получилось наладить собственное производство самолетов, почему же в России это не получится?
В Китае подход к импортозамещению более рациональный и менее политизирован. В Поднебесной понимают, что абсолютное импортозамещение – из области фантастики. Для их перспективного С919 фюзеляж из композитов производит компания из Италии, а двигатели – или американские, или британские.
– В России есть намерение наладить производство российских SSJ-100 и MC-21…
Производители комплектующих отказали в поставках деталей для самолетов, которые Россия пытается производить самостоятельно – речь о SSJ-100 и MC-21.
Государственные средства, потраченные на разработку и выпуск полностью отечественных авиалайнеров, могут гарантировать только запуск не очень надежных самолетов с большим расходом топлива. Их эксплуатация не будет столь выгодной, как импортных моделей, а значит, приведет к банкротству перевозчиков или потребует государственных дотаций.
– Мне кажется, Вы нагнетаете. Иран уже пережил санкции, и там авиация выжила...
Иран пережил не столь тотальные санкционные ограничения. Да, этой стране отказали в поставках современных авиалайнеров, поэтому страна эксплуатирует самолеты, помнящие еще времена шаха Пехлеви. Но иранским перевозчикам не отказано в поставках запасных частей и обслуживании. Они также могут летать в воздушном пространстве Европейского союза, при условии что авиалайнер соответствует требованиям безопасности, то есть прошел надлежащее обслуживание.
Российским авиакомпаниям летать в воздушном пространстве Евросоюза, США, Канады и еще нескольких стран запрещено. А авиапроизводители не поставляют российским пользователям воздушные суда, запчасти к ним, а также не обслуживают их. Приостановка поставок новых самолетов ведет к старению парка и снижению уровня безопасности. Особенно если учесть, что отказано также в поставке запасных частей и сервисном обслуживании.
– Но ведь Росавиация разрешила «Аэрофлоту» выполнять техобслуживание иностранных самолетов…
Росавиация сделала это в одностороннем порядке. Этот шаг выглядит крайне сомнительным. Персонал сервисных центров нуждается в непрерывном обучении для обеспечения качественного обслуживания. Я вижу, что этот шаг ведет к снижению безопасности полетов.
Боюсь, транспортная отрасль России вернется к состоянию конца 80-х годов прошлого века, а основная часть пассажироперевозок будет осуществляться железными дорогами.