![](/users/avatars/5ee8045d1e41703ea09f8d9c.jpg)
Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards
рубрика: событие
Ежегодно JEC Composites Innovation Awards отмечает успешные проекты композитной отрасли. За последние 25 лет в программе JEC Composites Innovation Awards приняли участие более 1900 компаний по всему миру. 214 компаний были награждены за выдающиеся достижения. Церемония награждения состоялась 2 марта 2023 г в Париже. На ней присутствовали члены жюри, финалисты и победители. Онлайн трансляция мероприятия была доступна всем желающим. В состав жюри вошли руководители крупнейших производственных и научно-исследовательских компаний со всего мира. Они определили победителей в 11 номинациях.
Категория: Аэрокосмическая отрасль — Изделия
Гибридная конструкция кресла самолета
Fraunhofer ICT (Германия)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/tnrma821eb98ss74zbdz3m.jpeg)
Кресла коммерческих самолетов состоят из разных материалов (полимеры, металлы) и множества отдельных деталей, поэтому их сложно соединять между собой и в последствии перерабатывать. Кроме того, сиденья должны быть легкими, чтобы повысить общую эффективность самолета. Для достижения этих целей была разработана гибридная конструкция кресел из композита на основе полиуретана и углеродных волокон, основанная на следующих критериях: простота переработки с использованием одного типа полимера для всех полимерных деталей; уменьшение количества компонентов сиденья и веса; эффективное производство компонентов с помощью процессов, подходящих для серийного производства.
Категория: Аэрокосмическая отрасль — Процесс
Изготовление подкрылок Крюгера из термопласта
CETIM (Франция)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/5ylf9o4rit5c3rc4y81w6b.jpeg)
Подкрылки Крюгера, изготовленные в рамках этого проекта имеют большую и сложную форму. Для их изготовления был разработан полностью автоматизированный процесс консолидации термопласта (лазерная намотка нити). Он превосходит существующие процессы благодаря более высокой производительности, стабильности процесса и улучшенному качеству конечного изделия.
Категория: Автомобильный транспорт — Дизайн конструкции
Первый в мире углекомпозитный каркас безопасности для серийных автомобилей
Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (Германия)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/eay5hlbrsottpj5nq8kuq.jpeg)
Чрезвычайно легкий каркас безопасности из углеродного волокна, который может быть установлен на серийные автомобили, благодаря уникальной геометрии. Ключевые преимущества разработки: значительное снижение веса по сравнению со сталью и титаном, оптимизированная геометрия и уникальный бионический дизайн, инновационный производственный процесс – серийное производство полой конструкционной детали.
Категория: Автомобильный транспорт — Процесс
Композитная защитная пластина аккумуляторной батареи
AUDI AG (Германия)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/xa7p4lp63ezzsjanbwlii.jpeg)
Композитная защитная пластина для нового Audi Q8 e-tron, характеризуется чрезвычайно прочной легкой многослойной конструкцией, большими размерами 2100 мм × 1400 мм и общим весом около 23 кг, из них около 13 кг приходится на однонаправленные армирующие ленты. Из-за большого размера детали производство с использованием литья под давлением технически невозможно, поэтому пришлось разработать новый одноэтапный процесс прессования для крупносерийного производства сложных многослойных деталей.
Категория: Строительство и гражданское строительство
Композитная крыша для стадиона «Реал Мадрид»
Nanotures (Испания)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/ek2fn5toj94668vv8ly3nq.jpeg)
Элементы конструкции (балки) для крыши стадиона. Общая длина пролета 75 м. Производственный процесс представлял собой инновационную технологию вакуумной инфузии с двойной мембраной. Ключевые преимущества: снижение веса и простота установки на месте, отличные механические свойства, экологическая и энергетическая выгода.
Категория: Рециклинг и переработка
Восстановленное (вторичного) углеродное волокно, пригодное для пултрузии
TOYOTA INDUSTRIES CORPORATION (Япония)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/8iijqgcay92gsxo18x0p5k.jpeg)
Компания внедрила комплексную систему рециклинга углеволокна от регенерации до воспроизводства. Свойства восстановленного углеродного волокна имеют предел прочности при растяжении около 70% и модуль упругости 90%, по сравнению с первичным углеродным волокном. Это первый в мире производитель, который успешно использует восстановленное углеродное волокно для пултрузионного формования с эпоксидной смолой.
Категория: Цифровизация, ИИ
Система контроля процесса автоматической выкладки волокон
NIAR WSU (США)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/gzs9ozzhngf65nxcu0r55a.jpeg)
Система контроля производства IAMIS для головки автоматической укладки волокна для обнаружения производственных дефектов и удобный модуль визуализации дополненной реальности. IAMIS выявляет производственные дефекты, использует алгоритмы машинного обучения для сокращения трудоемких и зависимых от оператора процессов ручного контроля, создает цифровую запись дефектов для сертификации и поддержки.
Категория: Оборудование и тяжелая промышленность
Башня из углеродного волокна Iso Тruss®
IsoTruss, Inc (США)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/5nsir5gn7gda9tm6wojv.jpeg)
Башни из углеродного волокна IsoTruss® в 12 раз прочнее стали при одинаковом весе.
Запатентованная технология IsoTruss изначально была изобретена для аэрокосмической отрасли и идеально подходит для несущих конструкций, где важны малый вес и жесткость. IsoTruss® сочетает в себе высокопрочные непрерывные волокна (углеродные, арамидные), пропитанные полимерными связующими и собранные в конструкцию с определенной геометрией, которая позволяет этим элементам эффективно распределять нагрузку.
Категория: Морской транспорт и судостроение
Прочная парусная мачта
CHANTIERS DE L’ATLANTIQUE (Франция)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/qbvf0htw9ugau4ae92twci.jpeg)
Для изготовления парусной мачты использовалась технология автоклавного формования углеродного препрега. Сначала изготавливались отдельные секции мачты, размер которых зависел от размера автоклава (24 м × 6 м). Затем следовал процесс сборки, с использованием специально разработанных соединительных рукавов, для быстрой и эффективной сборки секций длиной 24 м.
Категория: Возобновляемые источники энергии
Новые акриловые клеи
HUNTSMAN Advanced Materials (Швейцария)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/g3u2ywaz1je7o2sxrlhapc.jpeg)
Новое поколение акриловых клеев, которые быстро отверждаются, создают высокопрочные соединения с высоким удлинением, выдающуюся устойчивость к нагрузкам и ударам. А также не требуют специальной подготовки поверхности, негорючие и безопасны для здоровья.
Категория: Спорт и отдых
Велосипед из перерабатываемого композита на базе термореактивного связующего и углеродного волокна
SWANCOR HOLDING CO., LTD (Тайвань)
![Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards](/articles/6422a06ac0b2e200121f9581/source/j9qn7z5xjo4nd9mmr373d.jpeg)
Велосипед изготовлен из перерабатываемого препрега EzCiclo. Композитные детали с истекшим сроком службы, изготовленные из EzCiclo, могут быть разрушены жидкостью CleaVER при температуре 130–150°C в течение 4 часов, что обеспечивает полное разделение матрицы и волокна. Сшитая матрица растворяется в CleaVER и может быть использована повторно. Вторичное волокно демонстрирует свойства, сравнимые с первичным волокном.
Напомним, что российские компании также становились финалистами и победителями этого престижного конкурса. В 2018 году «АэроКомпозит» стал победителем JEC Innovation Awards за инфузионную технологию для крыла самолета МС-21-300. А компания НПП «АпАТэК» целых три раза получала этот, так называемый, композитный Оскар: в 2002 году в номинации «Транспорт» за внедрение композитных накладок на сети железных дорог России и стран Балтии. В 2007 году — первое место в номинации «Наземный транспорт», присужденное ей за успешное внедрение композитных водоотводных лотков вдоль железных дорог. В 2014 году в номинации «Железнодорожный транспорт» за достижения в области изготовления крупногабаритных конструкций из композиционных материалов. Конкурсный проект «Кузов из композиционных материалов вагона-хоппера, изготовленный методом вакуумной инфузии».