Победители конкурса JEC Composites Innovation Awards
рубрика: событие
Ежегодно JEC Composites Innovation Awards отмечает успешные проекты композитной отрасли. За последние 25 лет в программе JEC Composites Innovation Awards приняли участие более 1900 компаний по всему миру. 214 компаний были награждены за выдающиеся достижения. Церемония награждения состоялась 2 марта 2023 г в Париже. На ней присутствовали члены жюри, финалисты и победители. Онлайн трансляция мероприятия была доступна всем желающим. В состав жюри вошли руководители крупнейших производственных и научно-исследовательских компаний со всего мира. Они определили победителей в 11 номинациях.
Категория: Аэрокосмическая отрасль — Изделия
Гибридная конструкция кресла самолета
Fraunhofer ICT (Германия)
Кресла коммерческих самолетов состоят из разных материалов (полимеры, металлы) и множества отдельных деталей, поэтому их сложно соединять между собой и в последствии перерабатывать. Кроме того, сиденья должны быть легкими, чтобы повысить общую эффективность самолета. Для достижения этих целей была разработана гибридная конструкция кресел из композита на основе полиуретана и углеродных волокон, основанная на следующих критериях: простота переработки с использованием одного типа полимера для всех полимерных деталей; уменьшение количества компонентов сиденья и веса; эффективное производство компонентов с помощью процессов, подходящих для серийного производства.
Категория: Аэрокосмическая отрасль — Процесс
Изготовление подкрылок Крюгера из термопласта
CETIM (Франция)
Подкрылки Крюгера, изготовленные в рамках этого проекта имеют большую и сложную форму. Для их изготовления был разработан полностью автоматизированный процесс консолидации термопласта (лазерная намотка нити). Он превосходит существующие процессы благодаря более высокой производительности, стабильности процесса и улучшенному качеству конечного изделия.
Категория: Автомобильный транспорт — Дизайн конструкции
Первый в мире углекомпозитный каркас безопасности для серийных автомобилей
Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (Германия)
Чрезвычайно легкий каркас безопасности из углеродного волокна, который может быть установлен на серийные автомобили, благодаря уникальной геометрии. Ключевые преимущества разработки: значительное снижение веса по сравнению со сталью и титаном, оптимизированная геометрия и уникальный бионический дизайн, инновационный производственный процесс – серийное производство полой конструкционной детали.
Категория: Автомобильный транспорт — Процесс
Композитная защитная пластина аккумуляторной батареи
AUDI AG (Германия)
Композитная защитная пластина для нового Audi Q8 e-tron, характеризуется чрезвычайно прочной легкой многослойной конструкцией, большими размерами 2100 мм × 1400 мм и общим весом около 23 кг, из них около 13 кг приходится на однонаправленные армирующие ленты. Из-за большого размера детали производство с использованием литья под давлением технически невозможно, поэтому пришлось разработать новый одноэтапный процесс прессования для крупносерийного производства сложных многослойных деталей.
Категория: Строительство и гражданское строительство
Композитная крыша для стадиона «Реал Мадрид»
Nanotures (Испания)
Элементы конструкции (балки) для крыши стадиона. Общая длина пролета 75 м. Производственный процесс представлял собой инновационную технологию вакуумной инфузии с двойной мембраной. Ключевые преимущества: снижение веса и простота установки на месте, отличные механические свойства, экологическая и энергетическая выгода.
Категория: Рециклинг и переработка
Восстановленное (вторичного) углеродное волокно, пригодное для пултрузии
TOYOTA INDUSTRIES CORPORATION (Япония)
Компания внедрила комплексную систему рециклинга углеволокна от регенерации до воспроизводства. Свойства восстановленного углеродного волокна имеют предел прочности при растяжении около 70% и модуль упругости 90%, по сравнению с первичным углеродным волокном. Это первый в мире производитель, который успешно использует восстановленное углеродное волокно для пултрузионного формования с эпоксидной смолой.
Категория: Цифровизация, ИИ
Система контроля процесса автоматической выкладки волокон
NIAR WSU (США)
Система контроля производства IAMIS для головки автоматической укладки волокна для обнаружения производственных дефектов и удобный модуль визуализации дополненной реальности. IAMIS выявляет производственные дефекты, использует алгоритмы машинного обучения для сокращения трудоемких и зависимых от оператора процессов ручного контроля, создает цифровую запись дефектов для сертификации и поддержки.
Категория: Оборудование и тяжелая промышленность
Башня из углеродного волокна Iso Тruss®
IsoTruss, Inc (США)
Башни из углеродного волокна IsoTruss® в 12 раз прочнее стали при одинаковом весе.
Запатентованная технология IsoTruss изначально была изобретена для аэрокосмической отрасли и идеально подходит для несущих конструкций, где важны малый вес и жесткость. IsoTruss® сочетает в себе высокопрочные непрерывные волокна (углеродные, арамидные), пропитанные полимерными связующими и собранные в конструкцию с определенной геометрией, которая позволяет этим элементам эффективно распределять нагрузку.
Категория: Морской транспорт и судостроение
Прочная парусная мачта
CHANTIERS DE L’ATLANTIQUE (Франция)
Для изготовления парусной мачты использовалась технология автоклавного формования углеродного препрега. Сначала изготавливались отдельные секции мачты, размер которых зависел от размера автоклава (24 м × 6 м). Затем следовал процесс сборки, с использованием специально разработанных соединительных рукавов, для быстрой и эффективной сборки секций длиной 24 м.
Категория: Возобновляемые источники энергии
Новые акриловые клеи
HUNTSMAN Advanced Materials (Швейцария)
Новое поколение акриловых клеев, которые быстро отверждаются, создают высокопрочные соединения с высоким удлинением, выдающуюся устойчивость к нагрузкам и ударам. А также не требуют специальной подготовки поверхности, негорючие и безопасны для здоровья.
Категория: Спорт и отдых
Велосипед из перерабатываемого композита на базе термореактивного связующего и углеродного волокна
SWANCOR HOLDING CO., LTD (Тайвань)
Велосипед изготовлен из перерабатываемого препрега EzCiclo. Композитные детали с истекшим сроком службы, изготовленные из EzCiclo, могут быть разрушены жидкостью CleaVER при температуре 130–150°C в течение 4 часов, что обеспечивает полное разделение матрицы и волокна. Сшитая матрица растворяется в CleaVER и может быть использована повторно. Вторичное волокно демонстрирует свойства, сравнимые с первичным волокном.
Напомним, что российские компании также становились финалистами и победителями этого престижного конкурса. В 2018 году «АэроКомпозит» стал победителем JEC Innovation Awards за инфузионную технологию для крыла самолета МС-21-300. А компания НПП «АпАТэК» целых три раза получала этот, так называемый, композитный Оскар: в 2002 году в номинации «Транспорт» за внедрение композитных накладок на сети железных дорог России и стран Балтии. В 2007 году — первое место в номинации «Наземный транспорт», присужденное ей за успешное внедрение композитных водоотводных лотков вдоль железных дорог. В 2014 году в номинации «Железнодорожный транспорт» за достижения в области изготовления крупногабаритных конструкций из композиционных материалов. Конкурсный проект «Кузов из композиционных материалов вагона-хоппера, изготовленный методом вакуумной инфузии».