Композитные материалы на острие прогресса на ЭКСПО-2020 в Дубае
рубрика: событие
В рамках недели «Росатома» на ЭКСПО-2020, посвященной теме «Высокие технологии для устойчивого будущего», 19 января 2022 года, состоялась панельная дискуссия «Композитные материалы на острие прогресса». Организатором мероприятия выступил Юматекс Росатом.
В дискуссии приняли участие:
Витторио Торрембини, Президент ассоциации итальянских предпринимателей в России, GIM-Unimpresa
Антон Москвин, Вице-президент «Русатом Оверсиз»
Лука Бурелли, Директор по продажам Faber Industrie SpA
Мануэль Пучетти, Директор команды Kawasaki Puccetti Racing
Брайн Джиллен, R&D Директор MV Agusta Motor SpA
Валерий Гуринович, Генеральный директор ООО «Гален»
Альберт Назров, Генеральный директор компании Albatross Marine Design
Открывая обсуждение модератор, Юрий Свистунов, заместитель генерального директора Юматекс, обозначил роль композитов в достижении целей устойчивого развития, зеленой повестки, повышении эффективности традиционных и новых отраслей промышленности.
Глобальная мировая повестка вращается вокруг темы устойчивого развития. Чуть больше года назад Росатом стал членом глобального договора ООН (UN Global Compact) – крупнейшей международной инициативы для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Госкорпорация обеспечивает устойчивость внутренних процессов в области воздействия на окружающую среду, социальной сферы и качества управления.
В последние годы Росатом также активно развивает высокотехнологичные новые бизнесы. В их числе новые материалы – композиты.
В ходе дискуссии Антон Москвин обратил внимание на тот факт, что глобальное потепление вынуждают большинство стран снижать вредные выбросы в атмосферу. В мире доминирует зеленая повестка — цели устойчивого развития направлены в том числе на поиск и развитие альтернативных и безопасных для окружающей среды источников энергии. Водородную энергетику называют ключевым элементом декарбонизации в мире. Россия и Росатом, по его словам, обладают большими возможностями для развития и лидерства в этом направлении.
Лука Бурелли отметил, что для достижения углеродной нейтральности Россия и другие страны готовятся начать производство автобусов, поездов и кораблей на водороде. Главную роль в этом будут играть баллоны, армированные углеродным волокном, которые отличаются высокой прочностью и выдерживают давление в сотни атмосфер. При этом они в 3-4 раза легче металлических аналогов.
Применение композитных материалов актуально там, где они позволяют увеличить конкурентоспособность готового изделия. За последние 20 лет доля композитов в лайнерах Боинг и Аэрбас увеличилась с 10% до 50% и продолжает расти. Композиты помогают уменьшить вес лайнера, улучшить аэродинамические характеристики и как следствие повысить топливную эффективность, что прямым образом влияет на уменьшение углеродного следа – важнейшего аспекта в достижении целей устойчивого развития. Аналогичная ситуация в отрасли судостроения.
Альберт Назаров рассказал, что современные суда представляют из себя одни из самых сложных сооружений. Основная тенденция применения композиционных материалов в судостроении – создание крупногабаритных элементов конструкций. Композиты позволяют сократить количество элементов и узлов соединения, снизить массу конструкции, повысить её жёсткость и прочность, что также, как и в случае с авиастроением приводит не только к топливной эффективности судна, но и к уменьшению воздействия на окружающую среду. В настоящее время в мире эксплуатируются тысячи малых пассажирских и прогулочных судов и десятки тысяч рыболовных судов с корпусами из стеклопластика. Достаточно активно применяется в кораблестроении и углепластик. Сегодня среди яхтсменов очень престижно иметь карбоновую мачту. Достаточно экономичные катамараны из углепластика обеспечивают регулярные пассажирские перевозки.
Витторио Торрембини отметил, что Италия входит в топ стран судостроителей, где создается вся линейка судов – грузовые, рыболовные, пассажирские, катера, паромы, яхты и другие. И, безусловно, итальянские компании используют новые технологии и материалы в судостроении, в том числе, композиты. Он акцентировал внимание на том, что рынок композитных материалов по сути своей трансграничный. Так, российский производитель Юматекс – композитный дивизион Росатома на сегодняшний день создал полную цепочку производства в России композитов на основе углеродного волокна и входит в число международных лидеров в производстве композитов. По его словам, продукты Юматекс оценили и используют в своей деятельности итальянские производители. Например, компания TeT spa занимается дистрибуцией тканей и связующих для судостроения в Италии. Гибридные, углеродные ткани Юматекс официально сертифицированы и используются в создании яхт компании Salorenzo на верфях в городах Massa и Ameglia. Препреги Юматекс на основе системы связующих 1208 применяются компанией LDT srl для производства автоаксессуаров для вторичного рынка. «По большому счету такое межграничное сотрудничество помогает нам вместе создавать энергоэффективные изделия с применением композитов, которые в целом влияют на развитие зеленой промышленности и достижение углеродной нейтральности», - поделился мнением Торрембини.
Мануэль Пучетти и Брайн Джиллен рассказали, что композитные материалы очень широко применяются в спорте высоких достижений. Авто и мотоспорт являются крупнейшими потребителями деталей из углепластика. Мотоцикл, в конструкции которого используются композиты, получает ряд преимуществ в части скорости и маневренности за счет снижения веса готового изделия.
Брайн Джиллен поделился мнением о том, что характеристики, которые дают композиты спортсменам, востребованы и в массовом потреблении. На его взгляд, углепластики в производстве мотоциклов и автомобилей - не удел лишь эксклюзивных моделей, все больше и больше деталей из углепластика в ближайшее время появится в массовых сегментах автомобильной и мотоиндустрии.
Валерий Гуринович отметил, что отрасль строительства относится к числу энергоемких. Применение новых материалов позволяет уменьшить негативное влияние на окружающую среду в области строительства. Компания «Гален» активно занимается экспортом продуктов из композитных материалов. Эти решения с каждым годом становятся все более востребованными на рынке строительства.
В ходе дискуссии спикеры сошлись во мнении, что композиты полностью соответствуют целям устойчивого развития и поддерживают их достижение. Эти материалы меняют технологический и производственный уклад традиционных отраслей промышленности и содействуют развитию новых индустрий в части уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Композиты позволяют создавать высокотехнологичные энергоэффективные готовые изделия в разных областях. Вот почему их смело можно назвать материалами будущего.