Композит заменил бронзу
рубрика: применение
Челнинский скульптор объяснил, почему, по его мнению, композит в скором времени заменит бронзу, рассказал об особенностях создания памятников и объемных фигур из стеклопластика.
Вадим Иксанов сейчас делает бюсты солдат, погибших в СВО, для аллеи, которая появится в Казани. Большую часть работ он изготавливает из композитных материалов, гораздо реже – из бронзы. За 10 лет он сделал множество работ – от небольших памятников до огромных фигур.
Композит заменил бронзу
В скульптурной мастерской на Элеваторной горе у Вадима творческий беспорядок, сейчас он заканчивает лепку фигуры девочки, которая скоро появится в одной из школ. Сначала он создает слепок из скульптурного пластилина, согласовывает с заказчиком на сходство, потом делает отливку из полимерных смол с наполнителями. Отливка бывает самых разных цветов – часто очень схожая с бронзой, золотая, белая, похожая на бетон или серая под глину. Самый сложный этап работы – слепить из пластилина, остальное – просто формовка и отливка.
Композит — это стеклопластик, очень практичный материал, жесткий и не боящийся коррозии, в него закладывается арматура, и тогда творение получается крепким, как броня. Заказов у Вадима сейчас очень много, и он признается, что не все успевает делать. Он лепит все один, помогает ему только жена, которую он обучил формовке и отливке.
Раньше памятники создавали из бронзы, и некоторые заказчики разочаровываются, когда узнают, что какая-то значимая работа, оказывается, сделана из такого легкого материала, как композит.
– Бронза, конечно, дороже. Композитный материал считается недорогим, себестоимость у него невысокая, но работа занимает много времени. Бронза – дорогой материал. Серьезный памятник в городе, конечно, сделают из бронзы, а попроще из композита. Ему не грозят трещины, при этом он легкий и жесткий. Дождь и снег ему не страшны. Но срок службы полимер еще не прошел, поэтому пока неизвестно, сколько вообще он остается в порядке, – говорит Вадим.
Заниматься скульптурой Вадим начал в 2014 году. До этого работал в рекламе, хотя по профессии был художником. Поняв, что надоело работать «за копейки», решил применить свои навыки. На обучении в художественной школе был предмет «Скульптура», и потому будущий мастер сразу попробовал лепить из пластилина. Первой работой был бюст Путина. Результат понравился, и с тех пор Вадим начал брать заказы.
В Набережных Челнах его работы представлены на Аллее героев в парке Победы, где установлены 11 бюстов Героев Советского Союза. Больше всего его фигур в Казани и Архангельской области. Сейчас он делает бюсты ребят, погибших на СВО для Казани. Самое сложное – создать копию лиц. Например, если погибших во Вторую мировую плохо помнят, уже нет тех, кто знал их лично, сделать их проще. А ребят, которые погибли недавно, нужно сделать максимально похожими и все согласовывать с женами, с матерями. Поэтому приходится много раз вносить изменения, иногда даже полностью переделывать работы.
От скульптуры для интерьера до похоронного памятника
В основном у скульптора частные заказы, например, сейчас он сделал больших львов для банка в Казани, которые будут стоять у входа. Для казанского зоопарка он делал 21 скульптуру животных: слон, жираф, бегемот и другие, эти скульптуры для слепых, на них нанесен шрифт Брайля.
Много заказов похоронных. Просят сделать изображение умершего на могиле, кому-то бюст, а кому-то человека в полный рост.
Например, в Альметьевске на могиле стоит статуя красивой женщины, которую он лепил по фотографии. Такой заказ сделала мать рано ушедшей дочери.
Копии живых и здравствующих людей тоже заказывают, но обычно в качестве подарка кому-то, например, бюст руководителю. В Казань Вадим делал скульптуру, которую заказчик поставил у себя во дворе частного дома, – памятник своему отцу. Композиция называется «Водовоз», его отец в молодости был водовозчиком.
Самая дорогая работа Вадима – памятник коню Рангоуту, он обошелся заказчику из Альметьевска более чем в 2 млн рублей. И сохранился у него в миниатюре. Вадим делал его полгода, полное сходство создавал по фотографии. Заказчику была важна абсолютная схожесть с реальным скакуном. Благодаря любимому коню он стал международным чемпионом, таких в России всего девять человек.
Больше всего у Вадима скульптур Николая II.
– Я просто отливаю его и дарю, всем друзьям уже подарил Николая II. Он хороший человек, мне нравится. У всех друзей дома стоит. Еще хочу его сделать на коне в полный рост для себя, – говорит Вадим.
А у себя в квартире Вадим сделал декор интерьера – барельеф на стене.
– В основном заказы конкретные. Сложно, когда заказчик не знает, чего хочет, и придумывать что-то тяжело. Готовое решение гораздо лучше, – говорит Вадим.
В мастерской Вадима много скульптур в миниатюре, которые были сделаны в большом размере. Но одна работа осталась нереализованной – памятник Табееву, который хотели поставить на набережной. Он слепил пять макетов, но проект так и не появился в городе.
Самый дальний заказ был из Ингушетии – памятник из бронзы, посвященный Великой Отечественной войне. Автор слепил его в Челнах и отлил в Москве, а затем вез в кавказскую республику 10 дней.
Скульптур упитанного кота во фраке в центре Йошкар-Олы
Вадим Иксанов изготовил для столицы соседней республики скульптуру «Йошкиного кота» во фраке с чебуреком и книгой в лапах. Сытый кот сидит на скамейке около Благовещенской башни.