Ольга Гладунова | 20 апреля 2023
 

Композиты в инфраструктурном строительстве

рубрика: применение

В последние несколько лет в области применения в строительстве композитных материалов произошла настоящая революция, считают эксперты. В первую очередь благодаря совершенствованию нормативной базы, а также из-за того, что к работе приступило новое поколение проектировщиков. Молодые строители преодолели скепсис по отношению к композитам и вовсю используют их в работе.


Мост в Индию

На прошедшей в конце марта в столичном «Экспоцентре» выставке «Композиты без границ» состоялась дискуссия между российскими и индийскими экспертами в области инфраструктурных проектов. Так, директор направления композитного бизнеса корпорации Jindal Defense Advance Materials Сипи Агарвал (Shilpi Agarwal) отметил, что в Индии сейчас более 100 тыс. мостов требуют ремонта, 90% из них — бетонные. В условиях, когда страна по численности населения вышла на первое место в мире, власти всерьез взялись за реконструкцию этих сооружений, треть которых была построена 50-100 лет назад. В ближайшие год-два местные власти собираются начать ремонт тысячи мостов. Причем к этим важным инфраструктурным проектам они планируют привлечь российских специалистов, обладающих экспертизой в области дорожного и мостового строительства.

Система внешнего усиления (армирования) мостов. Источник фото

Система внешнего усиления (армирования) мостов. Источник фото

По словам председателя совета директоров индийской компании Dandekar Brothers Чандрашекхара Дандекара (Chandrashekhar Dandekar), создание совместных предприятий с иностранными организациями в Индии сейчас идет облегчено, присутствует вся нормативная база для использования композитов в строительстве. К тому же композитные материалы, как правило, выдерживают температуры от -50 до +50 градусов Цельсия, что позволяет без труда перенести опыт их использования из холодной России в тропическую Индию. При этом армирование углепластиковыми (композитными) ламелями позволяет продлить срок службы моста на 25 лет.

Регуляторное отставание

В России до недавних пор отмечалось значительное отставание от развитых стран и той же Индии в плане разрешительной документации. Сдерживающим фактором широкого внедрения конструкций из полимерных композитов было в том числе отсутствие необходимой нормативной базы.

«К примеру, один из таких документов — свод правил (СП) «Конструкции из полимерных композитных пултрузионных профилей. Правила проектирования», — напомнил «Стройгазете» директор по стратегическому развитию, управляющий партнер «Центра полимерных композитов» (ЦПК) Анатолий Жириков. — Его первая редакция была разработана «Союзом производителей композитов», внесена Техническим комитетом (ТК) по стандартизации ТК 465 «Строительство» и подготовлена к утверждению Минстроем России еще в 2016 году. Но до настоящего времени она так и не используется».

Лотки композитные водоотводные. Источник фото

Лотки композитные водоотводные. Источник фото

Первый шаг к широкому внедрению композитов в строительство был сделан в 2013 году Минпромторгом РФ. В рамках подпрограммы «Развитие производства композиционных материалов и изделий из них» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» министерство приняло ряд нормативных документов, позволявших применять композиты в инфраструктурных проектах, финансируемых за счет госсредств. В результате в ряде госкомпаний были разработаны и утверждены отраслевые стандарты по применению полимерных композитных материалов (ПКМ). Аналогичные процессы, по словам Анатолия Жирикова, прошли в США и Европе еще в начале 2000-х годов. Поскольку там основные заказчики — частные корпорации, то государственное регулирование влияет намного меньше.

Серьезный рывок — настоящая революция в применении композитов в российском строительстве — произошел за последние три года, утверждает представитель ЦПК. Использование ПКМ стало стремительно расти, было запущено несколько десятков производств по всей России. Сам ЦПК в октябре 2022 года запустил в Мордовии производство с планом инвестиций более 1 млрд рублей.

С какой стороны посмотреть

Аналогичную картину рисует руководитель департамента продаж «Нанотехнологического центра композитов» (НЦК) Евгений Рафаилов. При непосредственном участии НЦК в 2014 году Минстроем России был утвержден и выпущен СП 164.1325800.2014 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами». До появления этого документа применение композитов для усиления железобетона в РФ фактически не имело нормативной базы.

Сейчас основу ассортимента НЦК, чья продукция применяется по всей стране, составляют система внешнего армирования CarbonWrap, композитные перильные ограждения и системы водоотведения, композитные профили, мобильные дорожные покрытия, оросители и водоуловители для градирен (хорошо известные всем башни ТЭЦ), защитные футляры для газопроводов, а также широкая номенклатура изделий из стеклопластика и углепластика, производимая по индивидуальным заказам. В 2016-2022 годах НЦК поставило более 25 км композитных перильных ограждений и водоотводных лотков для сооружения ЦКАД. С одной стороны, такие композитные решения стоят дороже своих традиционных металлических или бетонных аналогов, но если принять в расчет стоимость обслуживания объекта на протяжении всего его жизненного цикла, то, с другой стороны, при их использовании получается 15-20% экономии. Как следствие, эффективность деятельности дорожного хозяйства повышается.

Композитные защитные футляры для газопроводов. Источник фото

Композитные защитные футляры для газопроводов. Источник фото

«В 2022 году мы стали участвовать в гораздо более масштабных и технически сложных проектах, что дало результат: на сегодняшний день наша производственная программа на многих участках расписана вплоть до 2025 года», — рассказал «СГ» Евгений Рафаилов. При этом НЦК за все время своей работы с 2012 года уже открыл 13 производственных цехов на площади свыше 14 тыс. кв. м. И, что важнее, вырастил поколение молодых специалистов, компетентность и профессионализм которых сформировали репутацию предприятия, способного оперативно решать самые сложные задачи в сфере композитов. Не в последнюю очередь благодаря им НЦК получил международную премию JEC World Innovation Awards в номинации «Городской транспорт» за уникальное решение — самонесущий композитный модульный кузов автобуса.

Кстати:

Ежегодно потребление композитов растет и в странах СНГ. Так, Казахстан и Белоруссия вот уже более 10 лет являются постоянными потребителями российской продукции для усиления железобетона. В Белоруссии с применением систем внешнего армирования НЦК успешно ремонтируются крупные мосты и путепроводы, в Казахстане композитами усилены крупнейшие промышленные предприятия и инфраструктурные объекты. Уже два года центр активно поставляет в соседние республики композитные защитные футляры для газовых труб.

Стеклопластиковые перильные ограждения. Источник фото

Стеклопластиковые перильные ограждения. Источник фото