Ольга Гладунова | 24 января 2023
 

Выходят в «море» корабли

рубрика: применение

«Крымская газета» побывала на одном из крупнейших судостроительных заводов полуострова Крым и рассказывает как работает феодосийский завод "Море".


На старте перемен

Сейчас на верфи предприятия строится около 10 судов. До начала сезонной навигации завод намерен спустить на воду две «Кометы», которые будут курсировать вдоль побережья Чёрного моря, в рамках проекта возрождения транспортной морской инфраструктуры. Кроме этого, будет построен спасательный катер-бонопостановщик. Выполняют на предприятии и оборонный заказ.

Выходят в «море» корабли

– В текущем году планируется провести модернизацию для возможности спуска на воду кораблей длинной до 80 метров и до тысячи тонн водоизмещением. Предприятие является системообразующим и значимым для экономики Республики Крым, входит в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ, – сообщила врио министра промышленной политики РК Елена Элекчян.

Государственная поддержка будет направлена на реконструкцию слива и спусковых механизмов. Изготовят специальную клиновидную платформу, которая позволит спускать суда новых классов.

– Это любые суда, которые возможны: буксиры, буксиры ледокольного класса, катера для Рос-гвардии и для Министерства обороны, водолазные суда для научных исследований. В принципе, завод может строить любые суда из алюминиевого сплава, стали, композитных материалов, – рассказывает о потенциале предприятия генеральный директор АО «СЗ «Море» Олег Флусов.

В своей лодке

В то же время завод планирует начать строительство судов из композита с углеродным волокном. За рубежом эта технология хорошо известна, а для России это новый, но важный шаг, в том числе для реализации курса на импортозамещение. На феодосийском предприятии намерены разместить центр компетенций по судовому композитному производству.

– Композитные материалы применяются как в военном, так и в гражданском судостроении. В принципе, очень многие катера, которые используются здесь в туризме и прибрежном плавании, на 90% сделаны из композитных материалов. Они лёгкие, прочные и в то же время износоустойчивые. В алюминиевый корпус делается вкладка из пластика, после этого корпус становится прочнее, легче и имеет более долгий срок эксплуатации, – отмечает Олег Флусов.

На завод «Море» будут переданы разработка и производство шлюпок, в которых есть большая потребность в России.

– Раньше спасательные шлюпки закупались в основном в Норвегии и Финляндии, сейчас их производство в нашей стране играет важную роль, потому что корабли строятся, а спасательные шлюпки нужны всем, без них никак, – отметил генеральный директор предприятия.

Целый оркестр

Модернизация производства и создание специального кластера приведут к увеличению количества рабочих мест.

– На сегодняшний день на заводе работают больше 400 человек. После модернизации мы планируем расширить штат до 600 человек. Кадры воспитываем, начали эту работу и с Севастопольским государственным университетом, и с техникумами – Керченским судостроительным и местным, феодосийским, – отметил директор.

При этом увеличение количества заказов посодействует привлечению в процесс других крымских предприятий. В частности, уже проработаны вопросы по ремонту двигателей, корпусным работам. Подобная кооперация выгодна и по логистике.

В настоящее время рассматривается ещё несколько перспективных заказов, которыми в скором времени могут заняться крымские судостроители. Среди них буксир ледового класса, а также пассажирские суда проекта «Афалина» со скоростью около 25 узлов в час, предназначенные для ведения туристической деятельности.

Справка:

Завод «Море» – одно из старейших судостроительных предприятий в Республике Крым, основанное в 1938 году. Основной профиль – производство гражданских и военных судов из лёгких сплавов. Оно известно своими судами на подводных крыльях, воздушной подушке. За время существования завода с его стапелей сошло более тысячи судов. В настоящий момент предприятие передано в состав Объединённой судостроительной корпорации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Интересно:

В советское время завод «Море» должен был строить серийные ударные ракетные корабли-экранопланы. Для этого создан специальный заводской корпус, не имеющий опор: двести метров длинной, сто метров шириной. Таких цехов в мире было всего три, в том числе в Крыму.

– В советское время этот корпус пустым не был. Все четыре нитки были заняты судами на подводных крыльях и на воздушной подушке. «Зубр» – это самый большой на воздушной подушке, а ещё была нитка «Сокол» – малый противолодочный корабль, самый большой в мире на подводных крыльях. У него были титановые крылья. Вес одного крыла – 13 тонн. Мы обрабатывали титан, это был один из наших профилей. На сегодняшний день технические возможности этого корпуса практически безграничны. Здесь можно строить всё что угодно. Сегодня есть ограничения только в спуске на воду, – рассказал начальник инженерного центра предприятия Борис Козлов.

Продукция из стеклопластика:

Выходят в «море» корабли

Катер проекта 338Р. Материал наружной и внутренней обшивки, а также палубы и рубки - стеклопластик на основе полиэфирной смолы общего назначения, сетки стеклянной марки СЭ-0-1 ТУ6-11-321-79, стеклоткани марки Т-11-ГВС-9 ГОСТ19170-2001, и стеклоткани ровинговой ТР-03 СТП10023808-58-91.

Шлюпка спасательная в обычном и танкерном исполнении

Шлюпка спасательная в обычном и танкерном исполнении

Прогулочная гребно-парусная лодка

Прогулочная гребно-парусная лодка