Бизнес – как по нотам
рубрика: применение
«Наш звук пробьётся, его обязательно услышат». Как работает мастерская музыкальных инструментов из карбона.
Производство музыкальных инструментов из карбона – далеко не самая очевидная бизнес-идея. Изделие инновационное и очень сложное, рынок узкий и во многом консервативный. Но предприниматель из Ульяновска Евгений Сарана на протяжении нескольких лет создавал технологию выпуска подобной продукции, а сейчас пытается завоевать с ней рынок. Как развивать нишевый проект, несмотря на все трудности, и чем карбоновые инструменты могут привлечь клиентов, основатель мастерской «Сажень» рассказал порталу Biz360.ru.
От сувениров – к музыкальным инструментам
О собственной мастерской Евгений мечтал ещё в детстве, когда занимался в авиамодельном кружке. Мечта воплотилась спустя много лет – в 2014 году он вместе с супругой Натальей открыл сувенирную мастерскую «Сажень».
Вложения составили 200 тысяч рублей семейных накоплений. На них арендовали небольшое помещение, купили станок для лазерной резки и инструменты для обработки дерева. Остальное оборудование докупали из прибыли, кое-что Евгений делал своими руками.
Мастерская производила сувениры из дерева, кожи и других материалов. Среди её продукции – светильники, нарды, деревянные шкатулки, часы, резные разноцветные свечи.
Одним из материалов, с которыми работала студия, был карбон. Это композитный материал из углеволокна, пропитанного специальными смолами. Евгений был знаком с карбоном ещё со времён школьного кружка – уже тогда он оценил свойства этого материала: прочность и лёгкость.
Соседом Евгения по мастерской был Сергей Ворон, гитарный мастер очень высокого уровня. Он видел, что мастерская «Сажень» работает с карбоном, и однажды заметил: «Было бы круто сделать из него гитару». Мысль Евгению понравилась, он начал вместе с Сергеем эксперименты по созданию музыкального инструмента.
Творческие и технические пробы
Идея инструментов из карбона не новая. Ещё в 1970-х годах в США пытались производить гитары на основе углеволокна. В 1980-х годах одна из московских фабрик выпустила партию балалаек с композитным корпусом. Но изделия были не такие надёжные, как инструменты из обычных материалов.
Ситуация для Евгения Сарана осложнялась тем, что почти никакой информации по теме не было. Поэтому выход был только один: действовать методом проб и ошибок.
Первым изделием стал гриф для гитары. Евгений делал грифы из карбона, а Сергей Ворон – корпус и остальную часть инструмента из дерева. Потом гитару собирали и тестировали. Найти нужный материал для грифа получилось далеко не сразу. Результат устроил мастеров только спустя два-три года постоянных поисков.
«Мы долго перебирали материалы – углеткань и смолы. Струны сильно тянут гриф, под нагрузкой он со временем изгибается. Эта проблема встречается у всех струнных инструментов. Наш гриф поначалу тоже терял форму. Поэтому мы искали материал, способный держать постоянную статическую нагрузку и не деформироваться», – объясняет Евгений Сарана.
Следующим этапом стал выпуск инструмента, сделанного целиком из карбона. Евгений выбрал балалайку – «просто потому, что так захотел». Он постарался добиться «классического» звука деревянных инструментов с помощью новых материалов. На это ушло примерно полгода. Спросить совета, как и в случае с грифом, было не у кого.
«Русских народных инструментов из карбона я вообще нигде не видел. Поэтому самостоятельно пришлось придумывать всю технологию. Мы пробовали по принципу «пальцем в небо», опираясь на свои догадки. Основная сложность при изготовлении «обычного» инструмента – работа с деревом разных видов. Карбон – это тоже целая наука, но совсем другая. Чтобы получить нужный звук, я пытался объединить в карбоне свойства разных пород дерева», – вспоминает Евгений.
Корпус, гриф и «перо» балалайки, к которому крепятся струны, представляют одну монолитную карбоновую деталь. В ней только один деревянный элемент: накладка на гриф, к которой крепятся лады.
Освоив производство балалайки, предприниматель взялся за другие инструменты. Появились гитары, бас-гитары, домры. Некоторые инструменты не имеют аналогов в мире – например, большая контрабас-балалайка из карбона. Конечно, накопленный опыт тоже помогал, но у любого инструмента есть своя специфика. Поэтому поиски «идеального» материала каждый раз приходилось начинать практически с нуля. Результаты Евгений и Сергей тестировали вместе.
Добиться идеального звука получилось только к 2019 году. Первые инструменты вызвали отклик в музыкальной среде, о них узнали профессионалы.
Как рождаются инструменты
Сначала на большом фрезерном станке делают форму мастер-модели. С неё снимаются матрицы – композитные и гипсовые. Это собственная разработка Евгения: по его словам, аналогов ей не существует.
В матрицу укладывают материал – углеткань, пропитанную смолой. Заполненную форму помещают в вакуумный пакет и ставят в специальную печь для композитов. Там его выпекают несколько часов при температуре от 60 до 150 градусов – материал обретает прочность. Процесс долгий и щепетильный: любой сбой приводит к порче заготовок. Затем следует обработка, финишное покрытие и сборка.
Некоторое оборудование для этого производства Евгений изготовил сам. Например, большую профессиональную печь. Новая в заводском исполнении стоила порядка полутора миллионов рублей. Такой суммы у него не было, а более дешёвые варианты не подходили. Самостоятельно собранная печь обошлась примерно в 30 тысяч рублей: это цена необходимых для неё деталей.
«Ленточную пилу я сделал сам по той же причине – профессиональный станок не вписывался в мой бюджет. В итоге получился станок, который по всем параметрам не уступает серьёзным дорогим аппаратам. Он нам служит уже больше пяти лет, и я не собираюсь его менять ни на что другое», – говорит Евгений.
Материалы для инструментов сначала закупали за границей, но потом перешли на российское углеволокно. По словам Евгения, даже сейчас можно приобрести материалы из Европы и США. Но отечественный аналог не хуже по качеству и намного дешевле.
Производство гитары или балалайки занимает от двух недель до месяца. В каждом конкретном случае эти сроки разные и предугадать их сложно. Некоторые инструменты, как говорит Евгений, «появляются на свет сами». А другие требуют много внимания, времени, доделок.
«Для меня самое интересное в работе – когда инструмент начинает жить своей жизнью. Это очень тонкий момент. С некоторыми инструментами это происходит ещё на этапе подготовки деталей. Какие-то начинают жить только после нескольких доработок. Я до сих пор не понимаю, как это устроено – наверное, существует какая-то магия».
Уникальность продукта
Количество проданных инструментов мастерской «Сажень» пока исчисляется десятками. Евгений делает их только под заказ. Как считает предприниматель, по качеству звука его продукцию можно сравнивать с хорошими профессиональными инструментами из дерева.
«Карбоновый инструмент выдаёт кристально чистый звук. Одно из свойств углеткани – прекрасная проводимость. Карбон без искажений проводит весь спектр колебаний звуковой волны. В отличие от дерева он отдает всё, ничего не фильтрует, поэтому звук получается чётче и громче. А дерево какие-то тона «забирает» и глушит», – рассказывает Евгений Сарана.
По его словам, электрические карбоновые инструменты передают весь спектр звучания. Звукорежиссёр может корректировать звук в довольно широком диапазоне. Это предоставляет больше возможностей при студийной работе над звуком.
«Карбон, как и дерево, бывает разных видов. Он тем и хорош, что его можно «программировать». Зная, как работать с материалом, можно задать изделию конкретные свойства. Правда, получается это далеко не с первой попытки – тут требуется терпение», – уточняет основатель мастерской «Сажень».
Важное свойство инструментов из карбона – устойчивость к внешним воздействиям. Для него не критичны толчки, удары или падения. Он хорошо переносит мороз, ему нипочём перепады температур в самолёте. Так музыкант может меньше переживать за свой инструмент во время его хранения и транспортировки.
«Наши инструменты можно пересылать почтой или транспортной компанией – их надо только упаковать, чтобы не поцарапать. Когда делали балалайку для одного музыканта, мы примерно пять раз пересылали её туда-сюда на тестирование и доработку. Никаких повреждений не было. У нас вообще нет ни одного отзыва, что инструмент сломался или повредился», – уверяет Евгений.
Инструменты, выполненные им, разъехались по всей России и даже за её пределы. Некоторые инструменты отправились в США, Францию, Данию, Германию. Русскоговорящие клиенты из этих стран сами выходили на Евгения через соцсети. А самая первая балалайка осталась в Ульяновске, её купил один из друзей предпринимателя.
Продажи в бесконкурентной среде
Карбоновая балалайка от мастерской «Сажень» стоит примерно 80 000 рублей, гитара – около 150 000 рублей. Продажи ведутся через соцсети. У проекта есть своя страница в «Вконтакте» и канал в Telegram. Там Евгений выкладывает фото продукции, процесс работы над инструментами. Иногда появляются видеоролики от музыкантов, которые демонстрируют звучание инструмента.
«В нашей сфере мы единственные, и это облегчает продвижение в онлайне. Мы не можем затеряться среди конкурентов, найти нас вообще не проблема. Если вбить, к примеру, «карбоновая балалайка» – любой поисковик так или иначе выведет на нас», – констатирует Евгений.
В конце 2021 года мастерская открыла магазин на Ebay, так как рассчитывала на международные продажи. Это удалось сделать с помощью администрации Ульяновской области, которая финансировала создание онлайн-магазинов по программе поддержки экспорта. Но в феврале 2022 года этот проект пришлось свернуть из-за геополитических событий.
В сентябре 2022 года количество заказов уменьшилось. Потенциальные клиенты оказались не готовы платить 100-150 тысяч рублей за инструмент, не зная, что будет завтра. Некоторых заказчиков призвали во время мобилизации, кто-то уехал за границу.
«Наверное, я не очень правильный предприниматель. Сначала сделал продукт, допилил его до идеала, и только потом начал искать клиентов. Но, с другой стороны, музыканты – очень требовательная аудитория. И вывести на такой рынок не до конца готовый продукт мы просто не могли», – замечает Евгений Сарана.
Ещё один канал продаж – объявления на Avito. Продавать через магазины пока не получается. Евгения смущает магазинная наценка, которая делает товар намного дороже. Возможно, весной 2023 года его инструменты появятся на одном из маркетплейсов.
Отзывы от покупателей – важная часть продвижения. Потенциальные клиенты относятся к ним очень внимательно. Продукт довольно новый и необычный, поэтому музыканты ориентируются на мнение тех, кто им уже пользовался.
«Для меня отзывы от покупателей тоже очень важны. Мне приятно знать, что инструмент живёт, работает, приносит человеку радость и заработок. Я не хочу, чтобы мои инструменты пылились в дальнем углу. А отзывы говорят о том, что ими пользуются. Меня это очень вдохновляет», – признаётся Евгений Сарана.
От недоверия к восторгу
Основная сложность проекта, по словам Евгения, связана именно с продвижением. Аудитория в этой нише – в основном профессиональные музыканты высокого уровня. Как правило, в отношении своих инструментов они довольно консервативны. Привыкают к инструментам, играют на них годами и меняют их очень неохотно.
Не добавил доверия к композитным инструментам и неудачный опыт московской фабрики в 1980-х. Оказалось, в профессиональном мире о нём хорошо знают.
Большинство музыкантов пока относятся к моей новинке настороженно. Я нередко слышал от них: «Инструменты из карбона – вам что, делать больше нечего?» У меня не всегда получается объяснить, что они могут за свои деньги получить от инструмента больше, чем привыкли», – говорит Евгений.
Некоторые музыканты с восторгом принимают новую идею. Таких пока немного, но их постепенно становится всё больше. В их числе – известный контрабасист из Санкт-Петербурга Артём Чирков. Он заказал себе карбоновый акустический контрабас, который использует в своих выступлениях.
Что дальше
Сейчас Евгений выпускает по два-три инструмента в месяц. Гитары и бас-гитары делает совместно с Сергеем Вороном – они продаются через соцсети Сергея под его брендом Raven.
Всё так же много времени уходит на эксперименты с материалами. Новые композиты появляются постоянно, изменения нужно отслеживать, чтобы «быть в теме» и не упустить чего-то важного.
Доход от изготовления инструментов пока небольшой, поэтому мастерская «Сажень» продолжает выпускать сувениры. Так она может оставаться «на плаву» и зарабатывать на дальнейшее развитие.
Снизить себестоимость и конечную цену инструментов позволит серийное производство. Но для выпуска партий нужны немалые вложения – такой суммы у предпринимателя нет. Один из вариантов её получения – грант от президентского фонда культурных инициатив, на который Евгений подал заявку.
«Мы пока сделали не так много. Тем не менее, никто в мире не выпускает такое количество разноплановых карбоновых инструментов, как мы. Многие ещё не знают об их преимуществах, ведь направление новое. Очередь у меня пока не стоит, но я считаю, что это вопрос времени. Наш звук пробьётся, его обязательно услышат», – уверен Евгений Сарана.