Стеклоткань и смола для жесткости: как в Югре наладили серийное производство судов

рубрика: применение

В Сургуте есть 2 верфи, которые сегодня серийно производят моторные лодки и грузовые катера. Сегодня в одном только Сургуте эксплуатируется около 7 тысяч маломерных судов. В целом в Югре - более 32 тысяч.


Виктор Яшин, генеральный директор судостроительной компании, г. Сургут: «Матрица делается, как говорится, с болвана, с макета. Полный рост, полная длина и ширина, а уже в матрице мы делаем выклейку корпуса».

Эта конструкция словно папье-маше. Слой за слоем днище лодки собирают из смол и стеклотканей. Такое сочетание обеспечивает жесткость корпусу. А ещё долговечность.

Яхтсмен Виктор Яшин свое хобби превратил в дело всей жизни. 15 лет назад открыл производство, где проектируют, изготавливают и ремонтируют моторные лодки длиной не больше 6 метров. Такие используют для отдыха, прогулок и рыбалки. Это последняя разработка мастера. Самая компактная.

«Проект этот сделан для того, чтобы малой мощности движки ставили 30-20-25 лошадиных сил, чтобы была верткость, проходимость по рекам, по озерам», - рассказал Виктор Яшин.

Несмотря на свои габариты, по рекам и озерам, и даже на мели проедет этот катер. Весь секрет в сочетании конструкции и материалов. Судно построено из алюминиево-магниевых сплавов. Грамотные расчеты позволили добиться минимальной осадки. Она и обеспечила возможность подойти к любому берегу. Таких «вездеходов» в стране больше нет.

Стеклоткань и смола для жесткости: как в Югре наладили серийное производство судов

Антон Сидоров, заместитель генерального директора судостроительной компании, г.Сургут: «У нас аппарель - передняя часть катера - опускается, лопата-аппарель, и можно опустить его на какой-то берег и спокойно зайти, выйти, загрузить груз любой, технику - квадроцикл, снегоход, да все, что угодно - любой вездеход».

Здесь производят катера длиной больше 6 метров. Уникальные разработки предназначены для грузовых перевозок. Берут на борт 6 тонн полезной нагрузки. Такие востребованы у нефтяников, пожарных, медиков. Каждое плавсредство изготавливают по индивидуальным запросам. В зависимости от назначения деятельности судна и региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Заказы поступают со всей страны. На сегодня здесь уже построили 30 единиц водного транспорта. Работа расписана на год вперед.

Андрей Прудников, генеральный директор судостроительной компании, г. Сургут: «Мы заняли ту нишу, которой не было вообще в России. И сегодня мы одни из немногих, я знаю там 2-3 компании, которые начинали в стране производство вот такого класса судов и похожих на наши, но сегодня это остановилось. Но у нас она продолжается, к счастью. Как мне говорили родители, что я родился в лодке. Я так понимаю, что если бы не было здесь в Сургуте реки Обь, то мы бы, наверное, здесь и не жили. Поэтому и бизнес наш, и хобби, и образ жизни связаны с рекой».

Раньше строительством судов в Югре не занимались. Водный транспорт собирали на больших предприятиях в других регионах страны - в Казани, Новосибирске, Калининграде. Сейчас суда серийно производят только в Сургуте. Есть энтузиасты-любители в других муниципалитетах, которые мастерят лодки практически в домашних условиях. Но запустить массовое строительство не так-то просто.