Микроавтобус ЛАЗ, который не пошёл в серийное производство
рубрика: применение
1990 годы стали наиболее проблемными для автомобильной промышленности в постсоветском пространстве. Все заводы бывшего Советского Союза столкнулись с суровой реальностью. В один момент произошел обрыв налаженных связей со смежниками, поставщиками и потребителями техники. В таких условиях автопроизводители не могли развиваться прежними темпами. Нужно было искать новые возможности и способы сохранения позиций на автомобильном рынке.
Свободный рынок в 1990 годах начал диктовать собственные условия. Заводы, которые хотели оставаться на плаву, должны были в краткие сроки перестраиваться на новый лад. При этом они были вынуждены предлагать покупателям наиболее востребованные машины, а не те транспортные средства, которые диктовались госзаказами. В городах начали стремительно появляться мелкие пассажирские перевозки. Они сразу получили название маршрутки. На этом фоне возник острый дефицит микроавтобусов.
Львовский автобусный завод заметил данное явление и попытался быстро войти в нишу. Он разработал небольшой микроавтобус с заводским обозначением ЛАЗ-3210. Данный транспорт был рассчитан на девять человек, включая водителя. В качестве агрегатной базы решили взять всё, что было под рукой. У производителя не было времени на разработку отдельного шасси и силовых агрегатов для новинки на рынке. Поэтому в качестве мотора использовали польский дизельный Andoria. Данный силовой агрегат был особо известен среди любителей тюнинга УАЗ.
Четырёхцилиндровый мотор, объемом 2,4 литра, выдавал 70 лошадиных сил. В пару ему предложили польскую пятиступенчатую коробку передач. Задний мост позаимствовали у Буханки, а переднюю подвеску – у Волги. От последней также досталось рулевое управление и тормозная система.
Все это оборудование установили на трубчатом каркасе. Кузов микроавтобуса был полностью изготовлен из стекловолокна. И здесь просто невозможно не упомянуть Северодонецкий Старт, который был представлен в 1960 годах. Он известен многим по фильму "Кавказская пленница".
Интересно, что Олег Грицай, который являлся главным конструктором Львовского микроавтобуса, до этого имел опыт разработки самоделок на базе стеклопластиковых кузовов. Возможно, именно это стало причиной такого необычного выбора материала. Стеклопластик в то время максимально не подходил для серийного производства автомобилей.
Что касается габаритов транспорта, в длину кузов составлял 4,5 метра, в ширину 1,8 метра, а в высоту 2 м. Первый и единственный ходовой прототип модели был продемонстрирован уже в 1994 году. Его показали на выставке автобусов, которая проводилась в Украине. Заметим, что без особого внимания эта разработка не осталось.
Специалисты прогнозировали стоимость транспорта в пределах 7500 $. Она держалась на уровне подержанного Ford Transit в плохом состоянии. Несмотря на большой интерес к разработке, она так и не сумела стать серийной техникой. У завода просто не было денежных средств на процедуру лицензирования и подготовку к производству. Ситуация усугублялась ещё и тем, что стеклопластиковый кузов для предприятия был трудоемким в производстве. Подрядчики не хотели браться за эту модель.
Итог. В начале 1990 годов Львовский автобусный завод представил новую модель ЛАЗ-3210. Это был микроавтобус на девять человек, который имел стеклопластиковый кузов. Серийное производство не удалось наладить из-за отсутствия финансовых средств.