КМ редакция | 9 июля 2021
 

«Лаборатория карбона» Сергея Ефимова: новаторские идеи и социальные проекты

рубрика: применение

Ефимов Сергей Александрович
Лаборатория карбона, Санкт-Петербург

Создатель научно-производственного объединения «Лаборатория карбона» рассказал, как совместно с будущими потребителями была придумана и сконструирована суперлегкая и прочная инвалидная коляска.


Уже в этом году компания из Санкт-Петербурга планирует запустить в массовое производство инвалидную коляску из карбона.

Сегодня — история о том, как на небольшом предприятии создали уникальное кресло для инвалидов, которое поможет людям с ограниченными возможностями здоровья передвигаться комфортнее и быстрее благодаря технологии изготовления и использования углепластика.

«Лаборатория карбона» Сергея Ефимова: новаторские идеи и социальные проекты

О компании «Лаборатория карбона»

«Лаборатория карбона — производство деталей из композита» — инновационная компания из Санкт-Петербурга. История этой фирмы началась с экспериментов: основатель «Лаборатории» Сергей Ефимов всегда увлекался спортом и автомобилями, а однажды решил создать собственный электровелосипед. В то время как раз начинался бум на элементы и детали из композита: как известно, уже в 2014 году мировой рынок композитных материалов оценивался в 25 млрд долларов. В общем, как опытный предприниматель, Сергей тогда «пошел на опережение», проанализировал новую для России сферу и в 2012 году запустил собственное производство.

Сначала организация специализировалась исключительно на автотюнинге. Увлечение машинами помогло Сергею Ефимову и его партнеру Даниилу Чернявскому заполнить свободную в Петербурге нишу — они занялись модернизацией и дизайном автомобилей с помощью карбона. Этот материал очень легкий (на 40% легче стали и на 20% — алюминия), поэтому его часто применяют для тюнинга. Кстати, популярность накладок из карбона началась с автоспорта: их использование в спорткарах позволяло обеспечить наибольшую прочность машины без увеличения веса. При этом рядовые водители полюбили такие детали не только за физические свойства, но и за оригинальный внешний вид.

Первые макеты дизайнеры «Лаборатории карбона» лепили из пластилина и лишь потом изготавливали матрицу.

Чтобы получить деталь из карбона, нужно изготовить матрицу — форму для литья, уложить туда переплетенные нити углеродного волокна (углеткань), залить их специальной смолой и провести термообработку. За счет уникальных свойств углеткани и эпоксидных смол получается особый материал —

прочнее стали и вдвое легче самого легкого металлического сплава.

При производстве углепластиков необходимо строго выдерживать технологические параметры, ведь при малейшем нарушении прочностные свойства изделий резко снижаются. Для того чтобы сделать этот процесс четким и предсказуемым, инженеры «Лаборатории карбона» работали почти год. И вскоре фирма стала заниматься электровелосипедами и кастомными байками из карбона.

Карбоновый велосипед: будущее уже наступило!

После выпуска первых электровелосипедов Сергей Ефимов наконец осуществил свою мечту и занялся их масштабным производством. В «Лаборатории» был налажен полный цикл — от проектирования до изготовления конечных изделий, организованы соответствующие отделы и цеха, штат укомплектован профильными специалистами.

Многие считают электровелосипед чем-то вроде мопеда. Но это все тот же привычный велосипед, на котором нужно крутить педали, разница лишь в том, что крутить их в несколько раз легче за счет мотора.

Байки от «Лаборатории карбона» отличаются идеальной управляемостью. Это легкий и эргономичный транспорт, который может развивать скорость до 60 км/ч. В современных электровелосипедах от «Лаборатории» есть даже встроенный телефон. Но серийно такие модели не выпускаются — делаются только под заказ.

Сегодня «Лаборатория» Ефимова Сергея занимается не только тюнингом машин и эксклюзивных велосипедов, но также делает различные детали кузова, спортивный инвентарь, чехлы для телефонов, подарочные изделия и даже средства индивидуальной защиты. Уникальность данной технологии в том, что она позволяет реализовать абсолютно любую идею, так что здесь есть простор для творчества и фантазии.

Инвалидное кресло из углепластика — социальный проект «Лаборатории карбона»

В нашей стране несколько десятков компаний работают с карбоном. Основное отличие «Лаборатории» от остальных заключается в том, что это в первую очередь инжиниринговый и дизайн-центр, где решают нестандартные задачи.

«У нас наработан большой опыт: изготовление деталей для автомобилей, снегоходов и квадроциклов, полный цикл производства электробайков, — рассказывает Сергей Ефимов. — За эти годы мы реализовали не одну уникальную идею, но мне всегда хотелось создать что-то большее — не просто вещь, которая выглядит круто и удивляет прохожих, а то, что станет действительно полезным и важным для многих».

В России официальное количество инвалидов, как утверждает статистика, в последние годы снижается и составляет примерно 8,7% от общей численности населения. Но до сих пор неизвестно общее число колясочников, и какой процент они составляют среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя федеральная программа по доступности среды, на которую из бюджета ежегодно выделяются внушительные суммы, предполагает обеспечение удобства передвижения и нахождения в социуме в первую очередь именно для этой категории инвалидов.

Однако ни в городах, ни даже в социальных учреждениях нет организованной системы передвижения для маломобильных граждан. Плохие тротуары, отсутствие лифтов и пандусов у магазинов, подъездов и больниц — вот лишь малая часть проблем, с которыми колясочники сталкиваются ежедневно.

С этой проблемой в «Лабораторию карбона» обратились сами инвалиды. Так возникла идея придумать особое кресло — легкое, удобное, прочное и эргономичное. И инженеры справились с этой непростой задачей.

Сегодня для «Лаборатории карбона» это важный социальный проект, вся деятельность в рамках которого осуществляется исключительно собственными силами — без поддержки со стороны государства. Эксперты разрабатывают карбоновое инвалидное кресло с уникальными свойствами, причем участие в процессе принимают и колясочники. Они помогают улучшить модель, сделать ее максимально удобной и адаптированной под людей с ограниченными возможностями здоровья.

«В первую очередь кресло нужно было сделать суперлегким и одновременно прочным. Сейчас образцы, которыми пользуются инвалиды, весят около 20 кг, облегченные варианты с алюминиевым основанием — порядка 15 кг. А если вспомнить, что иногда человека требуется поднять вместе с коляской, общая масса груза может превышать 100 кг. При использовании карбона мы можем в разы уменьшить вес кресла, но при этом обеспечить высокую жесткость и прочность всей конструкции, — рассказывает Сергей Ефимов. — Особенно это актуально для семей, где есть ребенок-инвалид, которого родители зачастую вынуждены выносить на улицу вместе с креслом… К сожалению, далеко не в каждом подъезде есть даже элементарные пандусы».

Первые тестовые образцы уже проходят испытания. Также отмечается, что компания занимается только проектированием и техническими консультациями, а непосредственный запуск изделия в массовое производство будет осуществлять надежный партнер фирмы.

Появление в России карбонового инвалидного кресла (которое, кстати, будет продаваться по максимально доступной цене) поможет многим людям с ограниченными возможностями здоровья легче перемещаться по городу и вести активный образ жизни.