Ольга Гладунова | 24 февраля 2021
 

Копирование мраморных скульптур Летнего сада

рубрика: применение

Мы хотели бы подробнее рассказать Вам о том, как в петербургском Летнем саду происходила замена подлинных мраморных скульптур XVIII века на современные точные копии.


Предыстория

В октябре 1954 года на расширенном совещании в Управлении культуры Ленинградского городского Совета народных депутатов при обсуждении проблем хранения мраморной скульптуры Летнего сада, известный архитектор А.Э. Гессен говоря о необратимом процессе естественного старения и разрушения каррарского мрамора, из которого изготовлены скульптуры и постоянные акты вандализма, высказал радикальное предложение - заменить подлинные скульптуры их точными копиями.

К сожалению, потребовалось более 30 лет для того, чтобы появилось историческое решение Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся в виде Постановления «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада» принятого в 1986 году, которое на законодательном уровне утвердило государственную стратегию по замене подлинной скульптуры на копии.

Этому судьбоносному для Летнего сада решению предшествовали многочисленные эксперименты по выработке методики копирования. В частности, было изготовлено два бюста с подлинной работы "Вельможа. (Герцог Бранденбургский)" на основе мраморной крошки. В их состав добавлялись различные связующие материалы. Для одного бюста был использован силициновый цемент, для другого - портландский цемент ("портландцемент"). В результате жестких температурно-влажностных испытаний (бюсты не закрывались даже на зимний период), была одобрена методика по созданию копий из мраморной крошки с портландцементом. 

Копии, созданные с оригинала бюста неизвестного скульптора XVIII века "Вельможа. (Герцог Бранденбургский)": 1). Одна из неудачных экспериментальных копий, сделанных в 1985 году из мраморной крошки и связующего на основе портландцемента. (2008) 2). Копия, сделанная методом литья в 2011 году из перетёртого каррарского мрамора и связующего на основе прозрачного инертного полимера. (2020)

За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов. С 1996 по 2003 годы — ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004 года было изготовлено в общей сложности 28 копий. К сожалению, из за неотработанной до конца методики и несовершенных материалов, копии, спустя некоторое время, стали приходить в неэкспозиционное состояние. Появились трещины и пятна. Некоторые скульптуры стали стремительно желтеть. В 2003 году копирование было приостановлено.

Несмотря на неудачи в технологическом плане, огромным положительным моментом этого периода в жизни Летнего сада стало то, что процесс замены разрушающихся оригиналов на копии, наконец-то, начался. 

Копирование скульптур в Русском музее

После вхождения Летнего сада в состав Русского музея в 2004 году, практически сразу, был поставлен вопрос о состоянии сохранности мраморной скульптуры. Все эксперты понимали, что только реставрация и замена подлинной скульптуры на точные копии может спасти уникальную коллекцию от полного разрушения.  Для будущего хранения подлинников были выделены специальные помещения с оптимальными температурно-влажностными условиями музейного хранения в Михайловском (Инженерном) замке. На свои исторические места в Летний сад должны были возвращаться их точные копии.

Во время капитальной реставрации всей скульптуры в 2009-2011 годах, по мере готовности памятников,  с них постепенно снимались силиконовые формы и, изготавливались копии из "искусственного мрамора" (натуральной мраморной крошки различной фракции и полимерного связующего).  Эта методика ранее была опробована при создании копий с мраморных скульптур на ряде памятников садово-парковой скульптуры из пригородных музеев Петербурга. Она показала отличные результаты.

Выставка "О копировании скульптур Летнего сада в Русском музее" (Михайловский замок 2011). 

На примере мраморного бюста неизвестного скульптора XVIII века "Александр Македонский" демонстрируется процесс изготовления копий. Слева направо - 1). мраморный оригинал после реставрации 2). форма для отливки 3). копия из искусственного мрамора. На заднем плане - фотография бюста до начала реставрации. 2011

Используя накопленный положительный опыт и высококачественные импортные материалы, которые не имели отечественных аналогов, специалисты приступили к копированию. За неполные три года было изготовлено 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.

Методика копирования скульптур неоднократно обсуждалась на расширенных Реставрационных советах и комиссиях Русского музея и КГИОПа и, в конечном счете, была единогласно утверждена. Было решено делать факсимильные копии методом "скульптурного литья".

Для этого, прежде всего, скульптуры прошли полную реставрацию - поверхность камня была очищена от стойких поверхностных загрязнений, поздних доделок и чинок и укреплена. Были укреплены многочисленные трещины, сколы и сломы. Закреплены подвижные фрагменты. По имеющимся документальным материалам и прямым аналогиям были реконструированы многочисленные утраченные детали на отдельных скульптурах. Многие старые доделки, искажающие авторский замысел, пришлось заменять на новые.

Только после этого мастера перешли к процессу снятия форм. Скульптуры были покрыты специальным нейтральным изолирующим составом, после чего на них, в несколько слоев, был нанесен формовочный безусадочный силикон. Затем, после высыхания, на него были нанесены слои гелькоута "Березин" (Beresin) для создания легкой и сверхпрочной литьевой конструкции, вместо традиционной в таких случаях  тяжелой и громоздкой формы из гипса. После завершения процесса создания формовочной конструкции, элементы форм были разобраны и подготовлены для заливки мраморного наполнителя. А скульптуры были вновь переданы реставраторам, которые аккуратно удалили с их поверхности все защитные слои, которые изолировали мрамор от силикона.

Готовые формы, в свою очередь, были перемещены в специальные формовочные мастерские, где с помощью сложных систем в них были залиты растворы натуральной мраморной крошки различной фракции с прозрачным полимерным связующим (в пропорциях 4 : 1). Таким способом были созданы копии, с абсолютной точностью передающие весь характер  поверхности оригиналов мраморных скульптур. Современные материалы и технологии позволили имитировать мрамор с такой степенью достоверности, что визуально отличить полученные копии от оригиналов практически невозможно. Важно отметить и тот факт, что прочностные характеристики материала прошли испытания в ведущих научных лабораториях и позволяют не беспокоиться о сохранности скульптуры в будущем. За эти годы (с 2011 г.) сохранность скульптурных копий не изменилась. Не появилось никаких трещин, сколов, пятен, никаких изменений в цвете поверхности.

Процесс создания силиконовых форм с мраморной статуи из Летнего сада. 2010

Несколько слов хотелось бы еще здесь сказать о внешней поверхности мрамора на оригинальных скульптурах. Дело в том, что за прошедшие 300 лет авторская моделировка на многих из них утрачена почти полностью. Особенно активно процесс разрушения происходил в XIX веке, когда в городе широко использовался каменный уголь. При его сжигании в атмосферу в большом количестве попадали оксиды серы и другие загрязняющие вещества, которые соединяясь с влажным питерским воздухом превращались в кислотные взвеси. Эти "кислотные дожди" день за днем разрушали твердый камень, превращая его, фактически, в гипс. Со временем, более мягкие верхние слои камня вымывались дождями и выветривались, что, в конечном счете, привело к сглаживанию деталей, округлению и упрощению форм. В результате, некоторые скульптуры, стали похожими на "обмылки". Поэтому мы должны понимать, что скульптуры, которые дошли до нас, очень сильно отличаются по внешнему виду от тех работ, которые видели зрители, к примеру, в XVIII веке. Но какими были эти работы в то время мы можем только предполагать.

Чтобы избежать субъективности при копировании было принято решение не реконструировать утраченную поверхность. Для подобного "домысливания" нет никаких научных обоснований.

Принципиальным для Русского музея и КГИОП было и решение о том, что материал из которого будут изготавливаться копии, так называемый, "искусственный мрамор", основной компонент которого - натуральный каррарский мрамор (Carrara Statuario Marble) различной фракции, должен иметь оригинальный цвет - то есть быть белым. И копии не должны иметь никаких следов искусственного старения (трещин, пятен, прожилок, притемнений и т.д.).

За эталон цвета поверхности копий был принят оттенок, расчищенного от загрязнений во время реставрации 2009-2011 годов, мрамора на оригинальной скульптурной группе «Мир и Победа» (Ништадский мир), которая, по решению комиссии,  единственная, была оставлена в Летнем саду на своем историческом месте - между Летним дворцом Петра I и рекой Невой. Под этот оттенок "подгонялись" все скульптурные копии.

Работы были завершены к концу лета 2011 года и к ноябрю все 90 копий были установлены на аллеях сада.  

Тот факт, что одна оригинальная скульптура после реставрации все же осталась в Летнем саду и не была заменена на копию,  имеет для нас особую ценность - теперь, каждый посетитель Летнего сада может самостоятельно оценить высокое качество копирования - просто сравнив цвет и фактуру оригинального каррарского мрамора XVIII века из которого изготовлена скульптурная группа "Мир и Победа", с поверхностью рядом расположенных копий. 

Копия, созданная в 2011 году с оригинала "Амур и Психея". 2012

Копия статуи "Юность", которая была установлена в 2011 году в Летнем саду, вместо отреставрированного оригинала.

Копия статуи "Юность", которая была установлена в 2011 году в Летнем саду, вместо отреставрированного оригинала. Хорошо видна прозрачность тонкой мраморной поверхности бубна в свете солнечных лучей и искристость кварцитов на поверхности мрамора.