![](/users/avatars/5ee8045d1e41703ea09f8d9c.jpg)
Себастьян Рубине и Resoltech — длительное полярное приключение
рубрика: применение
Решение задач малого судостроения: гибрид катамарана и ледокола для выполнения кругосветных путешествий с применением современных технологий и материалов.
![](/articles/602fa4c747add2001217dfe3/source/1r53nkpjr3caajurr855p.jpeg)
Себастьян Рубине
Родившийся на юге Франции, в Севенне, Себастьян прославился тем, что в возрасте 14 лет пересек Атлантический океан. Ежегодно он проводил более 300 дней в море. Сначала в качестве профессионального грузоперевозчика, а затем как океанский гонщик на борту самодельного «Mini 6,50, Adrenaline». В 2004 году он занял должность второго капитана на борту судна полярной экспедиции Тара, которое совершило плавание на западное побережье Гренландии.
![](/articles/602fa4c747add2001217dfe3/source/r8yi3osgalpgp184zw0td9.jpeg)
Опыт навигации во льдах настолько впечатлил его, что Себастьян решил вернуться, но с гораздо меньшей, легкой и более простой лодкой — своего рода гибридом ледокола и катамарана. В том же году, в партнерстве с Resoltech, судно «Babouche» успешно пройдет по северо-западному пути, от Тихого океана до Атлантического. Корпус ледокола был спроектирован для скольжения по льду, как на санях, а в воде он представлял собой парусный катамаран, с композитным корпусом на основе волокна Kevlar и эпоксидного связующего «Resoltech 1020». Изначально созданная для древесных композитов, эпоксидная смола «1020» имеет хорошие показатели гибкости и удлинения, которые, в итоге, помогли корпусу судна справиться с сильными ударами.
![](/articles/602fa4c747add2001217dfe3/source/tswifwe3mbkb56i4v8h83.jpeg)
Успех экспедиции подтвердил эту концепцию, но Себастьян пришел к выводу, что корабль слишком большой (5 на 7,5 м), слишком жесткий и тяжелый. «Babouche», безусловно, был бы более эффективным, если бы обладал меньшей жесткостью, меньшими размерами и весом. Первый прототип (длиной 5 м) был опробован в заливе Джеймс, чтобы оценить его поплавки и оборудование для управления парусом. Это помогло разработать второй опытный образец (длиной 5,5 м), протестированный на Аляске в течение 45 дней в 2011 году. Надувные части корпуса были ламинированы гибридной тканью Innegra, стеклотканью и связующим «Resoltech 1020», которые обеспечили очень высокие показатели упругости и удлинения композитного материала. Третий прототип «Babouchka» (длиной 6 м), стал большим шагом вперед. Для его создания использовали базальтовые волокна, ткань Innegra и эластичную эпоксидную систему «Resoltech R1600/1606», которые обеспечили конечный вес 149,6 кг! В 2013 году Себастьян провел два тяжелых месяца в экспедиции в Северном Ледовитом океане, но он приобрел ценный опыт, который помог выжить в суровых условиях, и это помогло разработать «Babouchka 2». Экипаж состоял из 3 человек, а судно имело следующие параметры: длина 6,8 м, ширина 2,2 м, площадь паруса 43 м² по ветру и 84 м² с подветренной стороны.
![](/articles/602fa4c747add2001217dfe3/source/diurnh6m1e99wdhz36r1.jpeg)
«Babouchka 2» скользила на композитных полозьях, изготовленных из углеткани, гибридной ткани Innegra, базальтовой ткани и связующего 1020 и с «HD1000» под каждым надувным элементом. Корпус из базальтового волокна и гибридной ткани Innegra был ламинирован эпоксидной системой «Resoltech 1600/1606». Эластичность, достигнутая без пластификаторов, чувствительных к старению и ненадежных с течением времени, позволила создать композитный материал, выдерживающий нагрузки в таких суровых северных условиях (ветер, вода, лед, низкие температуры). Механические свойства композита достигались при комнатной температуре (холодное отверждение), чтобы упростить процесс ламинирования. Другие конструктивные элементы, такие как платформа, кабина и мачта, были произведены с использованием углеродных препрегов в сочетании с адгезивом «3350», который обладает высокой устойчивостью к сдвигу и прочностью на разрыв. Его консистенция и тиксотропия делали применение легким, без риска провисания или стекания. В этом году Себастьян, Эрик Андре, Винсент Коллиард отправятся на Северный полюс на «Babouchka 2», чтобы преодолеть 1620 морских миль от Аляски до Шпицбергена без посторонней помощи.