Себастьян Рубине и Resoltech — длительное полярное приключение
рубрика: применение
Решение задач малого судостроения: гибрид катамарана и ледокола для выполнения кругосветных путешествий с применением современных технологий и материалов.
Себастьян Рубине
Родившийся на юге Франции, в Севенне, Себастьян прославился тем, что в возрасте 14 лет пересек Атлантический океан. Ежегодно он проводил более 300 дней в море. Сначала в качестве профессионального грузоперевозчика, а затем как океанский гонщик на борту самодельного «Mini 6,50, Adrenaline». В 2004 году он занял должность второго капитана на борту судна полярной экспедиции Тара, которое совершило плавание на западное побережье Гренландии.
Опыт навигации во льдах настолько впечатлил его, что Себастьян решил вернуться, но с гораздо меньшей, легкой и более простой лодкой — своего рода гибридом ледокола и катамарана. В том же году, в партнерстве с Resoltech, судно «Babouche» успешно пройдет по северо-западному пути, от Тихого океана до Атлантического. Корпус ледокола был спроектирован для скольжения по льду, как на санях, а в воде он представлял собой парусный катамаран, с композитным корпусом на основе волокна Kevlar и эпоксидного связующего «Resoltech 1020». Изначально созданная для древесных композитов, эпоксидная смола «1020» имеет хорошие показатели гибкости и удлинения, которые, в итоге, помогли корпусу судна справиться с сильными ударами.
Успех экспедиции подтвердил эту концепцию, но Себастьян пришел к выводу, что корабль слишком большой (5 на 7,5 м), слишком жесткий и тяжелый. «Babouche», безусловно, был бы более эффективным, если бы обладал меньшей жесткостью, меньшими размерами и весом. Первый прототип (длиной 5 м) был опробован в заливе Джеймс, чтобы оценить его поплавки и оборудование для управления парусом. Это помогло разработать второй опытный образец (длиной 5,5 м), протестированный на Аляске в течение 45 дней в 2011 году. Надувные части корпуса были ламинированы гибридной тканью Innegra, стеклотканью и связующим «Resoltech 1020», которые обеспечили очень высокие показатели упругости и удлинения композитного материала. Третий прототип «Babouchka» (длиной 6 м), стал большим шагом вперед. Для его создания использовали базальтовые волокна, ткань Innegra и эластичную эпоксидную систему «Resoltech R1600/1606», которые обеспечили конечный вес 149,6 кг! В 2013 году Себастьян провел два тяжелых месяца в экспедиции в Северном Ледовитом океане, но он приобрел ценный опыт, который помог выжить в суровых условиях, и это помогло разработать «Babouchka 2». Экипаж состоял из 3 человек, а судно имело следующие параметры: длина 6,8 м, ширина 2,2 м, площадь паруса 43 м² по ветру и 84 м² с подветренной стороны.
«Babouchka 2» скользила на композитных полозьях, изготовленных из углеткани, гибридной ткани Innegra, базальтовой ткани и связующего 1020 и с «HD1000» под каждым надувным элементом. Корпус из базальтового волокна и гибридной ткани Innegra был ламинирован эпоксидной системой «Resoltech 1600/1606». Эластичность, достигнутая без пластификаторов, чувствительных к старению и ненадежных с течением времени, позволила создать композитный материал, выдерживающий нагрузки в таких суровых северных условиях (ветер, вода, лед, низкие температуры). Механические свойства композита достигались при комнатной температуре (холодное отверждение), чтобы упростить процесс ламинирования. Другие конструктивные элементы, такие как платформа, кабина и мачта, были произведены с использованием углеродных препрегов в сочетании с адгезивом «3350», который обладает высокой устойчивостью к сдвигу и прочностью на разрыв. Его консистенция и тиксотропия делали применение легким, без риска провисания или стекания. В этом году Себастьян, Эрик Андре, Винсент Коллиард отправятся на Северный полюс на «Babouchka 2», чтобы преодолеть 1620 морских миль от Аляски до Шпицбергена без посторонней помощи.